Развитие детско-юношеском футбола: как соответствовать времени. Система подготовки игроков должна быть изменена. Или мы получим поколение травм
На днях моя дочь-первоклассница потеряла смарт-часы. Ей были куплены новые (дешевле, иначе такими темпами можно разориться), она получила наказ следить за ними и ответила на него так: «Ой, ну они же не такие дорогие, как старые». Легко списать на разбалованность, но это не совсем так. Проблема в том, что система координат и ценностей в мире серьёзно изменилась, а система образования осталась удовлетворять требованиям старого времени. Сегодня уже с первого класса необходимо преподавать экономику, как это делают, к примеру, в Нидерландах. Там появилось понимание, что детям в сегодняшних условиях необходимо сразу объяснять ценность денег, откуда они берутся и почему нелегко покупать смарт-часы раз в неделю. Делать в школе это необходимо, потому что только нейтральный человек сможет добиться понимания у ребенка — родители все равно всегда все простят. Вырвут на себе волосы от ярости, но купят новое.
Таким образом, важнейшим условием современной жизни является способность выстроенных систем подстраиваться под реалии. Общество (или закрытая система) становится тем успешнее, чем быстрее понимает необходимость подстраиваться и видит меры, как это предпринять.
Теперь о том, как это относится к футболу. На днях я смотрел тренировку детской команды, в которой работает достаточно прогрессивный для России молодой тренер. Это было действительно неплохое и интенсивное занятие, частично основанное на довольно известной методичке академии «Шальке» то ли конца 90-х, то ли начала 00-х годов (вы легко сможете найти её на YouTube). Моё наблюдение заключалось в том, что любые моторные движения в начале тренировки и ближе к ее завершению давались абсолютно всем мальчикам с одинаковыми сложностями — вне зависимости от их комплекции. Это аномалия.
Дело состоит в том, что методички для ДЮСШ даже до самых прогрессивных из наших тренеров дошли в лучшем случае из конца 90-х (а обычно — из 70-80-х). И если мир не слишком изменился между 70-ми и 90-ми, то за последние 20 лет случился эволюционный скачок, который требовал корректировки в том числе и в системе физико-технической подготовки молодых игроков. Во-первых, сильно улучшилось качество естественных полей. Во-вторых, широко распространились искусственные газоны. И самое главное: изменился и продолжает меняться порядок двигательной активности детей.
Сравните ситуации в своих дворах сейчас и 15 лет назад. Детей физически стало больше, но на улицах их меньше. Они меньше бегают в повседневной жизни, меньше лазают по деревьям и меньше играют в футбольный квадрат на плохом асфальте. Цивилизация предоставила им более пассивные развлечения: смарт-телевизоры с доступом к YouTube, планшеты и дешёвый мобильный интернет. Можно относиться к этому отрицательно, но нельзя отрицать факт изменения ситуации. И если принимать этот факт во внимание, нельзя не корректировать написанные для детей с другим двигательным поведением методички. Делать это нужно не на глаз, а используя любые доступные научные и технические средства.
Нет ничего удивительного в том, что подстроившиеся в образовании под изменения Нидерланды одними из первых обратили внимание и на футбол.
Юношеский тренер Берт Хендрикс объясняет необходимость корректировок на простом примере: «Раньше вернуться домой с дыркой в штанах автоматически означало быть наказанным. В итоге, играя в футбол во дворе, ты всегда думал об этом и старался устоять на ногах». Хендрикс объясняет этим ухудшение координационных навыков и сходится со мной в мысли, что цивилизационный аргумент «купят новое» оказал значительное влияние — даже на футбол.Хендрикс стал инициатором создания новой системы тренировок для детей, учитывающей изменения в двигательной активности. Для разработки он привлек фитнес-тренера, двух опытных физиотерапевтов и, что важно, шестерых молодых физиотерапевтов — со свежими и современными взглядами на работу. Их основные опорные пункты построены вокруг трёх возрастных блоков — 8-11 лет, 12-15 лет и 16-18 лет.
8-11 лет: только в этом блоке работа над моторными навыками ведётся отдельно исключительно отдельно от игровой части тренировки; закладываются беговые, а не силовые характеристики, компенсирующие отставание в бытовой двигательной активности.
12-15 лет: физическая работа интегрируется в командную часть тренировки, существенно сокращая разминочную часть (на мой взгляд, это важнейший момент: в возрасте самого быстрого развития технических навыков необходимо больше времени проводить с мячом); работа индивидуализируется, так как с 12 до 15 у всех в разное время и с разными сложностями происходит скачок роста; только после ростового скачка компенсируется работа над силовыми навыками.
16-18 лет: физическая работа становится частью игрового метода конкретного тренера, развивая мальчика тактически. Пример: если тренер ориентируется на создание на поле треугольников, то необходимо работать над косыми передачами, а значит — над расположением тела при приёме таких передач, ловкостью. Работа над этим закладывается уже с учётом скоростно-силового развития игроков.
Этот метод несколько отличается от широко известной и копируемой повсеместно структуры De Toekomst — академии амстердамского «Аякса». Таким образом, в футбольной культуре одной страны формируется дискуссия, в которой позиция одной из самых сильных школ мира не выглядит выигрышной — так начинается процесс футбольной эволюции, который неизбежно приведёт Нидерланды к качественному скачку через 10-12 лет.
Относительно щадящий режим подведения мальчиков к профессиональному футболу, предлагаемый Хендриксом и его группой, предполагает снижение травматичности, и первые тесты (вся работа ведётся под строгим наблюдением специалистов) показывают, что эффект достигается. Этот эффект на самом деле тройной.
Во-первых, чем меньше дней мальчик пропустит до 18 лет, тем более готовым физически он будет ко взрослому футболу.
Во-вторых, снижается риск хронических повреждений.
В-третьих, далеко не все мальчики станут профессиональными футболистами, и важно помнить, что футбольная академия несёт солидарную ответственность за здоровье мальчика, как гражданина страны. Необходимо выпустить его в самостоятельную жизнь как можно более здоровым.
Это важнейший момент. Учитывая изменившуюся моторную активность детей, при сохранении старых методик подготовки мы рискуем получить поколение футболистов, которое поголовно будет измучено хроническими травмами. Корректировки, которые принимаются в странах, восприимчивых к принятию условий времени, рано или поздно (скорее рано) станут повсеместными, а затем и непрерывными. Можно с уверенностью сказать, что тренерское образование в ближайшие семь-десять лет станет гораздо менее важным фактором для специалистов из академий, чем адаптивность, способность анализировать и принимать решения, идущие вразрез с консервативным поведением футбольного сообщества.
Из комментариев:
Читатель: отличная статья, только отставание-то в моторных навыках формируется значительно раньше, уже в возрасте 4-5 лет современные дети отлично елозят пальцами по сенсорным экранам, но не могут поймать подброшенный мячик, они просто плохо видят, плохо оценивают положение предмета в 3-д и его изменение, а уж с координацией -- просто беда. а ведь начинать в большинстве видов спорта надо именно в 5-6 лет.
Читатель: Антон, а справедливо ли, глядя на одного тренера, обобщать и утверждать, что "методички для ДЮСШ даже до самых прогрессивных из наших тренеров дошли в лучшем случае из конца 90-х (а обычно — из 70-80-х)"? Это реальная ситуация в стране или Вы так предполагаете?
Мой сын тренируется в частной маленькой школе, коих нынче в Казани навалом. Я некоторое время назад спрашивал у наших тренеров, какими программами они пользуются для проведения занятий, и получил ответ примерно следующего содержания: мол, немного взято из немецких подходов, немного из российских, но в целом у нас собственное видение того, каким должен быть процесс подготовки, ни на какой конкретно методике мы не базируемся.
То есть Вы говорите о старых методичках, а в нашей школе, получается, вообще никакие методички не в почете.
Полагаю, бессистемный подход применяется очень широко. Ведь что сейчас нужно сделать, чтобы открыть школу и начать тренировать детей? Иметь профильное образование и опыт тренера или физрука? Нет. Быть бывшим профессиональным футболистом? Нет. Достаточно заказать красивый логотип и с умным видом заявить, что ты тренер, вот и всё.
Как Вы считаете, Антон, бессистемность - это тоже путь к травматичности или путь куда-то в другое место?
Автор: из того, что можно собрать воедино, есть понимание, что та тренировка, которую я видел (а это не первая и не последняя детская тренировка на моих глазах), действительно прогрессивная для России. это ответ на первый вопрос.
По второму абзацу. конечно, в частной школе вам так и должны ответить - во-первых, тем самым надо подчеркнуть, что школа не просто что-то там копирует, а старается думать сама (не совсем правда, но звучит красиво); во-вторых, методики других стран не в почете в силу их позднего перевода на русский. из-за этого некоторым тренерам кажется, что там и не особо круто обучают.
По поводу детских футболных школ дошкольного возраста и отсутствия в них качественного образования полностью согласен, у самого горит с этой темы несколько лет. и бессистемность тоже влияет на здоровье, разумеется. и это вопрос куда более широкого охвата: у нас в стране в целом не хватает сопоставления фактов с выводами. скажем, если провести анализ данных по обращениям в травмпункты, то велика вероятность, что в зимние месяцы статистика растет. разумеется, это должно приводить к санкциям по отношению к людям, ответственным за уборку города. но для того, чтобы сделать второй шаг, нужно сначала подойти к пониманию необходимости первого.
Читатель: если бы.... если говорить за теннис, то два наиболее успешных детских тренера в истории НЕ были профессионалами, вообще не были. роберт лэнсдорп (трэйси остин, сампрас, беккер, сестры уильямс, шарапова, девенпорт и многие-многие другие звезды) играл в теннис лишь как любитель и был профессиональным врачом, а ника боллетьери подтянули в теннис уже в колледже, чтобы добрать команду до нужного числа.
проблема как раз в том, что зачастую тренерами становятся профессиональные спортсмены, в 99% случаев интеллектом эти люди не обезображены. если вспомнить, кого сплавляли в свое время в ДЮСШ, -- то это по большей части были законченные тупицы с хорошим физическим развитием, университетов они не кончали, педагогику им не преподавали, не говоря уже об анатомии и прочем. да и те, кто "учился" на многочисленных спорткафедрах, -- они же спортсмены, а не тренеры, вдобавок в 99% случаев спортсмены-неудачники. чему они могут научить ребенка, играть в подкидного?
Читатель: Антон! Я сам лично играю в дворовый футбол и вижу, что дети и молодежь деградировали и продолжают падать еще ниже. Мне уже 4-й десяток идет, а я могу перебегать 16 леток!!! Нонсенс не правда ли? Причем я весьма далек от проф спорта. Иногда приходят из дюсш покрасоваться, однако ни техникой ни физикой не блещут. У нас в МО в дюсш берут всех кто придет. Думаю в академию топ-клуба половина из них не прошли бы конкурс. Буквально единицы выделяются на общем фоне. Примерно минут 40 поиграли и все - надо передохнуть, покурить, попить пепсиколки, на второй тайм уже многие не выходят. Думаю проблема очень проста: доступность развлечений, в том числе и "запрещенных", при полном попустительстве родителей и как следствие недостаток двигательной активности.
Другая проблема - беспрепятственный доступ к алкоголю и сигаретам. Опять же сужу по выборке на футбольном (!!!) поле. 90% подростков старше 14 лет курят!!! Какой уж тут спорт высоких достижений! По пятницам - на полях затишье. Молодежь бухает
Все запреты на продажу - пустой звук! Принцип простой: есть деньги = есть выпивка и сигареты.
Очень частая картина: таджики играют на школьной коробке в футбол (5 команд по очереди). Наша молодежь сидят рядом на лавке, пьют пиво, курят, обжимаются с телками... не до футбола.
Надо менять сознание общества в целом, а это крайне сложно и дорого.
Представьте молодежь забросит в сторону мобилки, компы, сигареты, перестанет торчать в макдаке и устремится к примеру на футбольные поля! Многие будут несогласны с потерей доходов.
Читатель: Уважаемый автор, прошу с пониманием отнестись к моим словам.
Да, вы видите меньше людей во дворах по сравнению с 90-ми, но почему вы решили, что дети за компьютерами? Почему решили, что дети не в батутных центрах, на тренировках по паркуру или акробатике, в бассейне или на индивидуальных занятиях по бегу? Такое было в 90-е?
Часто можно прочитать, что футболисты говорят, что в наше время мы больше были на улице. Так в их время будущие футболисты жили в небогатых семьях и могли себе позволить только улицу. А то, что они не видят сейчас детей как в свое время - так пусть выйдут за пределы элитного жилого комплекса.
Еще вопрос по Нидерландам. Главное их отличие от нас это в массовости детского футбола. Все остальное это производное.
Хорошо, что пытаетесь поднимать тему детского футбола, плохо, что нет объективности в статьях.
Читатель: Мне кажется, что большая проблема современности в том, что некомпетентные люди, совершенно не разбирающиеся в сфере, везде лезут со своим экспертным мнением и своими советами.
Автор, ну вот куда вы лезете.. "Я смотрел тренировку детей и мне показалось, что там какие-то не те упражнения". Ну да, отлично
Я недавно пил кофе в кафе и высоко в небе летел самолет. Как-то он странно летел, мне кажется это все дело в подготовке пилотов. Надо ее изменить наверно. Отличная логика.
Читатель: Тут ниже на Ваш же комментарий (относительно "и как же за 20 лет принципиально изменилось строение тела у 6-7 летнего ребенка") ответила насчет примера со смарт-часами.
Так вот в дополнение: сомнения вызывает такая категорическая неприязнь к методикам 90-ых/00-ых. Почему нужно что-то принципиально менять, если старое само по себе неплохо (а лично у меня нет никаких сомнений, что ряд положений старых методичек очень даже хорош)? Изменение двигательной активности? Любая спортшкола направлена как раз-таки на восполнение этой активности.
Да, что-то менять нужно (об устарелости и несовершенстве ряда стандартов говорил в каком-то интервью Слуцкий), но делать это по принцип "за 20 лет мир изменился, поэтому меняем все нафиг" -- бред. И лично у меня с учетом примера про смарт-часы невольно возникают мысли про натягивание совы на глобус...
Читатель: А где у ДЮСШ хорошие естественные поля??? Те ДЮСШ, что я видел - это школьный спортзал, и тренеры там - физруки с соседних школ/училищ.
Смысл сравнивать муниципальные спортивные школы с академией Аякса?
Варди, Клозе, Дрогба, Мане....есть куча футболистов, которые академий не кончали вовсе, или появлялись там лет в 15. А есть всякие Зиданы/Ларсоны и т.п. которые с 4-х лет учатся футболу и играют на уровне вторых лиг максимум.
Читатель: Из этой же серии, кстати, и разговоры про "уже с первого класса необходимо преподавать экономику". Как человек, имеющий непосредственное отношение к образованию, могу сказать, что пример со смарт-часами, увы, сильно притянут за уши, причем притянут в стиле новомодных нерадостных тенденций.
Школа не должна преподавать экномику, не должна объяснять ребенку, почему деньги у родителей не бьют долларовым фонтаном и почему надо беречь смарт-часы. Зато очень многое должны наконец-то осознать окружающие, в т.ч. родители. А именно, осознать, что:
1) У детей, как говорил мой школьный историк, есть два права: хорошо учиться и слушаться старших))) Утрирование, кншн, но смысл, надеюсь, понятен.
2) Учеба -- это труд, а не игра, как это нынче модно думать. Труд упорный и каждодневный, обязательно сопровождающийся какими-то трудностями и неудачами. И после этих неудан не нужно ныть "меня фрустрировали", нужно понять, где ты ошибся, и стать лучше.
3) Учитель не должен "мотивировать и заинтересовывать" ребенка. Это задача родителей.
4) Школа -- это место учебы, а не место присмотра за недорослями, а потому нечего на школу перекладывать воспитательные функции. И да, приведенный в статье комментарий ребенка есть следствие если не разбалованности (судить об этом стороннему наблюдателю, не знакомому с внутренней семейной обстановкой, неэтично), то по меньшей мере определенной безнаказанности (фактически, сам же автор это подтверждает, говоря "родители все равно всегда все простят"). И решается сия проблема очень просто: ребенку объясняют, почему он глубоко неправ, а если ситуация зашла слишком далеко, то чаду так массажируют мягкое место, что неделю на стул потом сесть невозможно.
Все эти рассуждения, на самом деле, иллюстрируют тот простой факт, что не все то плохо, что старо как мир. Приведенные выше прописные истины благополучно использовались в замшелых советских школах, а волшебный принцип "ребенок ведет себя так, как ему позволяют взрослые" не меняется куда как больше, чем 20 лет.
P.S. Долго получилось (и не про футбол), но, скажем так, наболело)))
https://www.championat.com/football/art ... emeni.html