Александр Сорочинский. Руководитель селекционной службы футбольной школы Локомотив (Москва) (14.10.2020)
Сергей: Что не хватает игрокам в выпускном возрасте?
Александр: Команд не хватает. Давайте посчитаем. Например, выпускается у нас много школ, секций. Даже если взять по 15 человек в команде, это 46 тысяч приблизительно. Точно могу ошибаться, но очень много. А ребенок в 18 лет заканчивает детские соревнования. При этом он еще не может составить конкуренцию мужчине. Понятно, есть студенческие соревнования. Но мы сами убиваем конкуренцию. 20% из 100 готовы бить, но, скорее всего, они уже разобраны по клубам. Мое мнение: не хватает переходного возраста между школой и профессиональным спортом. Не знаю, как это сделать, может, продлить до 21 года. Но проблема налицо: дети выпускаются – и все. Еще беда в том, что, допустим, к нам пришел игрок и у него не получилось с первого раза. Тренер поменялся или не сдружился с командой, допустим. И когда его отчисляют по каким-то причинам, он приезжает к себе, все на него смотрят с иронией. Это очень сильно бьет по ребенку, особенно если тренер говорит: можешь не возвращаться назад.
50% успеха для ребенка зависит от того, когда он знает, что его ждут дома и не будут над ним смеяться. Это наша главная беда – тренеры и люди, которые не отпускают мальчика, запугивают. Таким образом, ребенок боится делать шаг вперед. Отпустите его, пожелайте удачи, скажите: мы тебя ждем. И там он будет не бояться ошибиться.
В Голландии, например, в одной школе для игры сильных отбирают в одну группу, а слабых – в другую. А у нас, получается, что если ты в сильную не подошел, в слабую ребенок не хочет возвращаться. Лишь единицы начинают работать так, чтобы снова позвали. Поэтому считаю вот здесь главная потеря ребят. Те тренеры, которые не отпускают и угрожают, что обратно не возьмут. 70% тренеров сделают все, чтобы ребенок не уехал. Чаще всего, эти маленькие города не попадают на финал России и т.п. А в силу того, что страна большая – это очень большая проблема. Мальчик сидит в каком-то городе и ни разу себя не проявит на большом уровне, хотя он условный Головин. В 40% случаев, когда мальчики заигрывают, это не благодаря, а вопреки. Это не система, а уникальность, что они дошли до большого спорта. Как только у нас будет система просмотра футболистов, тогда гораздо больше игроков будет появляться.Сергей: Ребенку 12 лет, стоит ли показываться?
Александр: Это зависит от тренера. Если есть тренер, который развивает, то нет смысла ехать. Также если есть регулярные соревнования (не раз в год), если грамотно сделаны товарищеские игры, тогда имеет смысл. Все зависит от того, где вы, какой уровень соревновательный и тренерского персонала. Отсюда делайте вывод, стоит ехать или нет. Но ни один товарищеский матч не заменит официальный. Для развития нужны матчи, где результат не довлеет, они раскрепощены и играют в удовольствие. Ближе к выпуску имеет значение воля, трудолюбие, принятие решений и поведение в стрессовых ситуациях.
Сергей: С какого возраста ты бы рекомендовал пробовать силы?
Александр: Когда мальчик начинает играть 11 на 11. Даже не первый год, а второй. Нужно посмотреть, даже если вы не собираетесь приезжать. Попробовать свои силы.
Сергей: Если звездочка в своем регионе?
Александр: Возьмем Новосибирск. У тебя есть, где тренироваться, спокойный соревновательный период. Зачем ехать раньше, прежде чем начнешь играть 11 на 11? А если речь идет о маленьком городке, где ничего нет и тренер неквалифицированный, можно пытаться раньше. Все зависит от условий для занятий и соревновательного процесса.
Сергей: Какой идеальный возраст для заселения в интернат?
Александр: Кто-то спокойно в 5 классе живет один, а кто-то и перед выпуском хочет домой. Это воспитание и индивидуальные особенности. Не могу сказать даже в процентном соотношении. Еще и самоконтроль важен. Кто-то, к примеру, вырвавшись от родителей, просиживает все свободное время за играми.
https://ballway.ru/how-get-football-academy-lokomotiv/ Алексей Митинский: Почему тренеры уходят из ДЮСШ?
Сергей: Когда ребенка нужно отдавать в ТОП-академию, чтобы не передержать?
Алексей: Наверное, таких моментов у меня не было: если парень перерастал, отдавали, потому что надо. К сожалению, он не возвращался и не уходил в промежуточную команду, а просто заканчивал футбол. Это печально, потому что наверху он получал такой психологический удар, будучи в ТОП-академии, что потом не возвращался в родную команду, к своим ребятам. У меня был такой мальчишка 12-13 лет, которому нужно было найти свою нишу. Ребята должны быть готовы ментально к сопротивлению на поле. Все остальные варианты складывались правильно – цеплялись те, кто должен был цепляться. Находили возможности для тех, кто не смог зацепиться. По возрасту точных цифр нет, все зависит от человека. Кто-то готов и созрел головой к 10 годам, ведь есть непростой период привыкания, притирки, выживание в команде. Борьба за выживание – один из минусов ТОП-академии. Необходимо отслеживать и контролировать эмоции и родителей между собой, и общение на тренировках. 10 лет – это некий старт, когда можно отдавать в частную школу, если ребенок перерастает. У нас 2007 года, 2009, 2010-го ребята уходили. В некоторых случаях необходимо подождать.
https://ballway.ru/why-coaches-leave/ Александр Дряблов. Директор ФК “Ангелболл” Санкт-Петербург.
– Как влияет на развитие детей и футбола в целом отбор в 7 или 9 лет?
Александр: Сильно влияет.
Ребенок только начинает любить футбол, а с него уже требуют, создают конкуренцию, готовить профессиональные рельсы. Считаю, что это неправильно. В этом возрасте важно отдаваться спорту, а не получать результаты. Прогресс надо оценивать лет в 13-15. А в 7-9 видеть великого футболиста – большая ошибка и заблуждение. Попасть под такой прессинг тяжело.
Недавно я был на стажировке заграницей. Там в этом возрасте вообще даже мыслей нет о требованиях, отчислениях, конкуренции. Задача тренера – научить. Требовать можно в 13-15 лет, когда ребенок может что-то показывать. Но когда еще идет процесс обучения, прессовать неправильно.– Где лучше развиваться в 17-18 лет?
Александр: Жалею, что не уехал в Европу раньше, потому что в плане роста и перспектив, если есть шанс, надо пробовать. Не за славой и деньгами, а за развитием. Тренерский подход, условия, отношение – все это выше там, чем у нас. Хотя на тот момент, я был человеком второго сорта. Да, ты никогда не станешь своим, но если соответствуешь требованиям, то ты всегда будешь уважаем и нужен. Хотел бы нашим детям именно этого пожелать. Мне кажется, если бы я уехал раньше, все сложилось бы лучше. Надо пробовать и ехать, все не имеет значение, если клуб готов тебя растить. В России, к сожалению, такого нет. Мы видим много примеров, когда после травм игроки никому не нужны. В Европе другие ценности – там сразу предложат работу тренером или селекционером. Мой заграничный опыт лучше, чем российский. Нет там предвзятости по сравнению с нашим вездесущим блатом и знакомством. Почему у нас столько креативных мальчишек не пополняют ряды клубов? Немного не понимаю этой системы.
На что обращать внимание чиновникам, чтобы изменить ситуацию?
Александр: Необходимо понять структуру. Тяжело дать четкую оценку. В регионах все очень на плачевном уровне, а там большое количество самородков. Их нужно развивать, строить стадионы, выдергивать для региональных сборных. Почему это перестало быть, как раньше – загадка. Мы сейчас не обращаем внимания на Сибирь, Поволжье, Урал. Там много талантов, ведь столичных мальчишек недостаточно. Если взять Германию, то это маленькая страна. Но в деревнях отслеживают футболистов, составляются команды и сборные, их тщательно подбирают селекционеры. У нас этого нет – и это беда. Мы разбрасываемся нашими ресурсами, а ведь наша нация сильная – и мальчишки, и педагоги.
У нас были генералы, полководцы футбола. Почему этого нет сейчас – не знаю. Причем это происходит не только в футболе, хотя особо ничего не поменялось, и даже площадки есть практически в каждом дворе. Искусственная трава есть. Если бы в моем детстве такое было, я бы не выходил оттуда. Надо задать себе вопрос о приоритетах.
https://ballway.ru/progress-rebenka-angelball-spb/