«В РОССИИ ДЕТИ — ЭТО ТАКИЕ МАЛЕНЬКИЕ СПОРТИВНЫЕ РАБЫ». ПОЧЕМУ У ГОЛЛАНДИИ ЕСТЬ ДЕ ЙОНГ, А У НАС — НЕТ.
Большой разговор о системе со скаутом из Нидерландов.
Пока Россия за 20 лет не может вырастить для сборной второго левого защитника (и вратаря, и много кого еще), скромный «Виллем II» из маленького городка Нидерландов за этот же период воспитал Френки де Йонга и Вирджила ван Дейка. Мы поговорили о феномене голландского футбола с тренером, скаутом и селекционером Павлом Кучеровым.
Он больше 20 лет работает в Голландии, а в перерывах также трудился скаутом по Восточной Европе в «Арсенале» и «Эвертоне». Подробнее его историю можно узнать в большом интервью для «Матч ТВ» — оно здесь по ссылке.
https://matchtv.ru/football/matchtvnews ... i_Evertona — В чем крутость голландской системы?
— Главное — это индивидуальный подход.
В топовых голландских академиях и в других клубах есть тренировки разного характера и направления: это легкая атлетика, дзюдо, борьба, элементы баскетбола и гимнастики. Все, что может помочь объемному развитию футболиста.Понятно, что у всех свои особенности: кто-то дополнительно уделяет время развитию мышления игрока (например, в классе за компьютером), кто-то добавляет тренировки в тренажерном зале. Но у всех основная цель — воспитать личность, развить хорошего футболиста. Чтобы клуб потом мог заработать на трансфере.
Это значит футболист должен быть, скажем так, не дурачком, играть двумя ногами, мыслить на поле, быть техничным и по возможности хорошо подготовленным физически. То есть финансовая система в голландском футболе стимулирует развивать игроков в этом направлении. Здесь большая разница с Россией.
Простой пример — Юрий Жирков. Конечно, мы должны уважать человека за его достоинства, за то, что он сделал для сборной и российского футбола. Но в Голландии практически невозможно, чтобы игрок в таком возрасте и в таких кондициях, как сейчас, был настолько востребован в сборной, чтобы на него надеялись, не знаю, может, заставляли и выставляли в основной состав сборной против Бельгии.
Давно бы подоспел сменщик. У нас же какая отговорка — «а у меня нет другого», «а кто еще?». Но так говорить проще всего. Понятно, что не Черчесов должен готовить левого защитника для сборной, мы говорим о всем футбольном хозяйстве, о системе, в которой за 4 года не смогли подготовить защитника на левый фланг.
Взять того же Караваева. Ну, это обыкновенный игрок, не будем превышать его качества и делать из него талантливого футболиста. Он прошел более-менее нормальный логичный путь: из застоя в России — в Чехию, а потом в Голландию. Но в итоге опять вернулся в Россию, в «Зенит». И плохо или хорошо, но играет на Евро.
— А легкая атлетика, дзюдо и баскетбол в футбольных академиях зачем?
— Футбол ведь это не только игра с мячом, это еще и сила, умение вести единоборства. Не говорю, что надо детей под штангу класть, но за счет таких упражнений, как в дзюдо, когда много чистой работы над телом, над психологией — ты ведь постоянно борешься один в один, учишься побеждать соперника, стоять на ногах, быстро подниматься, если упал. Все эти элементы есть в футбольном матче.
А что касается легкой атлетики, то если профессиональный тренер поможет каждому игроку улучшить технику бега, стартовую скорость, ребята будут выигрывать больше единоборств, спринтов и, как следствие, матчей. Все это даст результат потом и в виде трансферной стоимости футболиста.
Игра в баскетбол — 3 на 3, 5 на 5 — дает много положительных элементов. Это развивает игрока в плане прессинга, в плане того, как играть один в один, как передавать соперников между собой, когда ситуация 3 в 3. Да, вы играете руками, но это приблизительно одно и то же. Баскетбольные упражнения хорошо развивают навыки защитника, ты автоматически становишься лучше.
Любопытно, что в 2006–2008 годах мы начали внедрять дзюдо в «Виллеме» (Кучеров 13 лет работал тренером и скаутом в клубе. — «Матч ТВ»), к нам несколько раз в неделю приходил один парень, он был чемпионом Европы по дзюдо, и давал тренировки. Директор академии сначала не совсем понимал, зачем это нужно, но, посетив занятие, все увидел. Через какое-то время это стали добавлять в академии «Аякса», ну, а если «Аякс» начал делать, то всем уже легче брать пример и пробовать у себя.
— И еще важный момент: в Голландии, когда футболист развивается, показывает, что у него есть перспективы и он заслуживает играть уже не в академии, то его никто не будет тормозить, держать, говоря, что он молодой и ему надо набраться опыта. Например, в сборной есть 19-летний Гравенберх, который совсем недавно играл во втором дивизионе, а сейчас наверняка получит время на Евро. Думаю, в России такое возможно только в иллюзиях. Потому что всегда есть отговорка: он еще молодой, не обтерся, не справится. Будто других странах игроки другие и рождаются сразу в бутсах и форме.
— Правда, что в голландских академиях детей учат даже кинезиологии, психологии, экономике?
— Да, но такое есть в 3-5 клубах. Это зависит от философии в первую очередь, а во вторую — от возможностей, конечно. Многим не хватает финансов на все это, но они ищут другие способы что-то улучшить — скажем, уделяют внимание системе питания.
— Слышал такое: в Голландии игроков готовят не тренеры, а система. Потому что-то, как видят и оценивают ребенка, не зависит от одного человека.
— Я давно отстаиваю позицию, что неправильно, когда в академиях один тренер работает с командой 8-9 лет подряд. Да, он может тренировать хорошо, но другой может эти 8-9 лет просто убивать команду и футболистов, тогда мы оттуда никого не получим.
В Голландии игрок проходит через 6-8 тренеров в академии. Он год поработал с одним, год — с другим. Важно понимать ведь, что, если ребенок не играет, получает мало шансов, то это не значит, что он плохой футболист. Просто тренер так видит футбол или, допустим, ребенок пока отстает физически. Через год придет другой тренер, и, возможно, он лучше работает с этой возрастной группой, смотрит на другие качества — и игрок уже получит шанс. А теперь представьте психологию парня, которому 9 лет не доверяют и не видят в нем таланта, причем один и тот же человек? Парень просто обречен, и мы его теряем.
— Поэтому это важное отличие: в Голландии много хороших тренеров, но футболистов готовит система, а тренеры маленькие частицы, винтики этой системы. Понятно, что где-то возможностей больше — в плане тех же тренеров по дзюдо, легкой атлетике, но даже если клуб небогатый, он будет искать другие способы развивать игроков.
Когда учился на тренерских курсах, голландцы смеялись надо мной: «Посмотри, какая Россия большая, а футбола у вас нет». Отвечал, что дело не в размерах, а в том, насколько в стране развит и популярен футбол.
Да, Голландия — маленькая страна, но зато 5-6 их топовых академий могут регулярно играть между собой из-за маленьких расстояний. А в России, допустим, есть хорошая команда в Краснодаре, а вторая в Питере, и они могут встретиться где-то на турнире только раз в год. В Голландии же дети привыкают к конкуренции и мощному сопротивлению каждую неделю.
У среднестатистического юного футболиста в России отсутствует должная интенсивность и в игровом процессе, и в тренировочном. Это потом очень заметно. Вот и получается, что из голландской системы выходит игрок, который развит с разных сторон: и в плане координации, бега, умения вести единоборства, и в плане техники, мышления с мячом и без, готовности выдавать максимум. А в России все чуть иначе.
— Насколько все грустно?
— Если посмотреть на сборную России, 80 процентов футболистов отличаются по своей мускулатуре, физической форме, по тому, как они сложены и как координированы, от топовых игроков.
Сейчас в академии «Аякса» дети в 14-15 лет могут анализировать тактику соперника: по какой системе играет, как надо действовать в ответ, и так далее.
— Не рано в 14 лет нагружать тактикой?
— Тактика бывает разной. Если говорим о варианте, когда команда в 8 человек в защите, а два нападающих впереди или когда всем стадом вперед-назад бегают, то это одно. Такое в России, в принципе, мы часто видим.
Но если с футболистом занимаются индивидуально, это другое. В Голландии есть определенные дни, когда проводятся тренировки по линиям или по позициям. Например, для крайних нападающих. Дают им упражнения на игру один в один, на обводку, прострелы, психологическую устойчивость — чтобы он не боялся защитника. Объясняют, как действовать в той или иной ситуации на поле: когда мяч на фланге, когда в середине, когда команда потеряла мяч. Учат принципам игры. Это дает футболисту багаж знаний и никак не мешает развитию.
То же касается и защиты: если тренер боится разрешать защитникам часто играть три в три, один в одного, постоянно осторожничая и опуская дополнительных игроков в оборону, то, естественно, они никогда не научатся играть против хорошего нападающего. У них будет страх, не будет навыка борьбы один в один, понимания, когда выйти на опережение, когда дать принять мяч сопернику. Этому можно научиться только через практику — и лучше всего в детско-юношеском возрасте.
— Простой пример важности четкой системы — «Виллем», который не обладает большим бюджетом, расположен в городе с населением в 120 тысяч человек, но этот клуб воспитал таких футболистов, которым бы мог позавидовать весь Советский Союз. Это, например, Френки де Йонг, Вирджил ван Дейк, Йорис Матейсен (84 матча за сборную, серебро ЧМ-2010. — «Матч ТВ»). Вот пример системного подхода.
— Ходил на футбол в Москве и слышал, как тренер прям орал на 9-10-летних ребят. В Голландии так может быть?
— Возвращаемся к тому, что в России тренер часто работает с одной командой 9 лет. То есть у нас команда — это собственность тренера, по сути. Такие его маленькие спортивные рабы.
Но вообще если тренер на тебя постоянно орет, то футболистом тут никак нельзя стать. Потому что футбол — это психология, это отсутствие страха. Почему в Голландии футболисты быстрее начинают играть на взрослом уровне? Им доверяют, не кричат, дают право на ошибку.
Опять же, в Голландии тренер в системе. И любая уважающая себя академия просто такому [кричающему на детей] тренеру задаст вопрос: «Ты для себя работаешь или ты частичка академии и здесь, чтобы помогать детям развиваться, воспитывать их для первой команды? Если для себя, то есть множество клубов, в которых ты можешь один год матом покричать и выйти в ЛЧ. Вот, пожалуйста, тебе туда, а у нас другая цель».— Одна из причин, почему детские тренеры в России так бьются за командный результат — от этого зависит их зарплата, а иногда и вообще возможность работать. Рассказывали истории, как тренеру прямо говорили: «Не займешь третье место — уходишь». В Голландии важен результат?
— Результат — растяжимое слово, тем более в юношеском футболе. Можно проиграть 0:3, но видеть результат по игре, куда команда идет, видеть перспективу.
В России проблема в том, что просто отсутствует спортивный менеджмент. Когда клубными академиями руководят люди, далекие от футбола, то логично, что их интересует только [турнирный] результат и бизнес. А это ведет к желанию победить любыми способами: кричать матом на детей, на судью, а можно и не только покричать. Главное ведь выиграть. Но хорошо, выиграете вы в данной игре, в турнире, но потом все равно когда-то надо будет сыграть против бельгийцев.— Есть ощущение, что российские игроки в больших матчах скованы вот этим криком и страхом из детства и очень боятся ошибиться.
— Это сто процентов. Если игрок боится Лукаку или Мертенса, он уже проигрывает 0:1. Тут речь не только о футбольном мастерстве, но и о психологии.
— Главные проблемы российской системы подготовки?
— Она не заточена на воспитание классного конкурентоспособного футболиста. В том числе и в финансовом плане. Когда игрок получает те зарплаты, которые есть в российском футболе, его рост практически заканчивается.Вот, к примеру, Джикия. Да, мы видим, что ему не хватает скорости, но скорость в футболе — не самое важное, это не смертельный недостаток. Но для того чтобы сделать следующий шаг в развитии, ему надо ехать в другой чемпионат. Допустим, в Германию. В первых 4-5 клубах ему будет тяжело, поэтому надо начинать со средней команды, где за 2 года он сможет адаптироваться, прогрессировать и стать еще лучше как защитник. За счет опыта, психологии компенсировать недостаточную скорость.
И потом — через 2 года — он может перейти в топовый клуб Италии или Бундеслиги. Но из-за того что его все устраивает в «Спартаке», а те команды, которые его, вероятно, привлекают в Германии, сразу не будут доступны (потому что надо сначала доказать), он до сих пор в России.
— Видите новых талантов в России, которые скоро могут быть в сборной?
— Я могу назвать какие-то фамилии, но надо понимать: развитие игроков — это процесс. Ребятам надо доверять, пробовать их, наигрывать. Вот сборная Голландии обыграла французов на молодежном Евро (хотя уступала по всем показателям, но не об этом сейчас). Так вот в этой сборной Голландии не хватало 4-5 футболистов, которые на тот момент были уже в первой команде.
Вообще, надо сказать, что время самородков и уличного футбола давно прошли. Сейчас другая жизнь, другое время. Чтобы играть в футбол на топовом уровне, нужна система, структура, хорошие тренерские и менеджерские кадры. Лет 30 мы уже потеряли, но все равно это когда-то надо начинать делать.https://matchtv.ru/football/matchtvnews ... u_nas__net