Почему так лихо играет Дания, а не мы? Пошаговый рассказ об их реформах (матчи без счета и лиги без таблиц до 13 лет).
2002 год. Нынешнему тренеру сборной Дании Касперу Юлманду 30 лет, четырьмя годами ранее он завершил карьеру из-за девяти операций на колене и, скрываясь от постоянных мучений, мгновенно стал тренером. Но страдания никуда не делись: его «Люнгбю» обанкротился, заканчивал сезон-2001/02 с любительским составом, занял последнее место и на фоне финансового краха был сослан в четвертый дивизион. Как бы странно это ни звучало, но именно в этой удручающей обстановке Юлманд запустил глубинную эволюцию датского футбола.
На курсах в Датском футбольном союзе Юлманд познакомился с Келдом Бордингардом, который как раз в это время стал ассистентом главного тренера сборной Дании Мортена Ольсена. Они часами обсуждали медленное увядание датского футбола и договорились до того, что начали огромную исследовательскую работу: какие схемы используют датские академии, каких передач требуют тренеры – и как контрастно устроена система в Испании, Италии, Германии и других странах. Для Юлманда такая въедливость была привычна: он первым в Дании начал снимать тренировки и матчи сверху – даже сам устанавливал камеру на крыше стадиона.
«Сильное поколение игроков типа Томаса Соренсена, Томаса Гравесена и Йона-Даля Томассона постепенно заканчивало, а новых звезд было не видно, – рассуждает Бордингад в 2021-м.
– Мы хотели, чтобы датские игроки с детства работали с мячом, играли технично и размашисто, шли вперед и активно играли в средний пас. Старые тренеры отвечали нам, что это не наша ментальность – они напирали на «скандинавскую» модель – с навесами, силовым футболом. Но нет никакой «физической» датской ДНК – особенно если весь мировой футбол уходит от бесконечного бега к думающим пасующим игрокам. Нам сказали, что мы наивные, и не послушали».Бордингард и Юлманд, не желая сдаваться, пришли к Мортену Ольсену. Главный тренер сборной поддержал прытких исследователей (Боридингарду было 40, Юлманду, напомним, 30) – и они, скооперировавшись с учеными, подготовили программный документ «Новый путь».
Теперь эта брошюра считается классикой. На ее основе в 2006 году запустилась реформа детского футбола «Действия и отношения». И теперь:
• сборная Дании разносит Россию 4:1 и выходит в полуфинал Евро. Кто-то мог бы посчитать это вспышкой одного короткого турнира, но контекст подсказывает, что явление в разы шире.
• В марте датская молодежка (U-21) точно так же разгромила Россию (3:0), взяла 9 из 9 очков в группе с Францией и вышла в четвертьфинал Евро, где проиграла Германии по пенальти (больше никто в плей-офф не избежал поражения от немцев в основное время) – тренера той команды Альберта Капелласа уже забрали главным координатором в молодежную систему «Барселоны».
• Если и это не впечатляет, вот простой факт из весеннего интервью Флемминга Берга, директора отдела развития в DBU:
«За последний сезон все наши юношеские сборные от U-16 до U-21 набирали в среднем 2,36 очка за матч – это лучший результат Европы, выше, чем у Испании, Англии и Франции. Все потому, что у нас здоровая среда для развития».• «В этом году у нас рекорд по количеству игровых минут датских игроков в топ-5 лигах Европы», – продолжает Берг. В сборной Дании 10 футболистов в возрасте до 25 лет – 9 из них играют в Италии, Франции, Германии, Испании или Англии. Причем большинство уехало до 20 лет.
Почему Дания резко прибавила? Почему в Европе такой спрос на игроков из северной страны? Что случилось между 2006-м и 2021-м?
Реформа детского футбола получилась многоярусной, поэтому мы разделим описание на две части, ровно как в названии – действия и отношение (психологический эффект и философия).
• Дети перестали играть на полноразмерных полях в формате 11 на 11. Каждому возрасту – своя площадка, свой мяч (чем меньше ребенок, тем меньше и легче мяч) и свой формат
с 5 до 7 лет включительно – 3 на 3 на маленьких полях 13 на 21 м;
с 8 до 10 лет включительно – 5 на 5 на полях 30 на 40 м;
с 11 до 13 лет включительно – 8 на 8 примерно на половинке поля (52,5 на 68 м)
начиная с 14 лет – 11 на 11 на полноразмерном поле (68 на 105 м)
«Чтобы у детей развивалась техника, им нужно как можно больше касаться мяча – и маленькие площадки позволяют это сделать в разы лучше большого поля, где мяч доходит до ребят очень редко», – отмечал Бордингард. Каждый получает игровое время и не привязан ни к какой позиции, поэтому играет много и пробует разные задачи. Кроме того, 7-летнему ребенку гораздо проще учиться на коробке 13х21 м – к длинным забегам он еще не готов.
•
До 13 лет в матчах не ведется счет, нет турнирных таблиц Датчане отказались от подсчета голов в матчах – и запретили все таблицы детских соревнований. Логика предельно ясна.
Если в каждом матче на тренеров юношеских команд давит ответственность за результат (прежде можно было вылететь из детского дивизиона, были надбавки за результаты и так далее), они выбирают простые краткосрочные решения – которые приведут к победе сегодня, но, скорее всего, не позволят развить лучшее в каждом игроке. Более того, тренер с большей вероятностью будет постоянно играть одним и тем же составом, лишая остальных шансов на развитие.
Если результат давит на пацанов, они боятся ошибиться, сковываются и ищут простоты – никакой свободы и творчества. «Отказ от результатов матчей позволил маленьким датчанам активнее экспериментировать и играть смело, а родители перестали оказывать давление на своих детей и тренеров», – писали в тренерском журнале ФИФА.
«Дети и так всегда играют на победу – им для этого не нужно ни табло, ни таблица. Все счета и таблицы превратились в самоцель для тренеров и родителей, а мы хотим, чтобы матчи были для детей, а не для взрослых», – объяснял Флемминг Берг. Голы и очки, конечно, фиксируют – но исключительно для менеджеров DBU, цифры нигде не публикуются (а зачем используется – расскажем ниже).
Для детей до 12 лет вместо серьезных турниров длиной в год проводятся веселые фестивали, где каждая команда проводит по 3-4 коротких матча за день и участвуют все ребята.
Если вдруг какая-то команда заметно отстает и пропускает слишком много – ей разрешают выпустить дополнительного игрока, чтобы подравнять баланс сил.Короткие принципы отказа от таблиц, закрепленные на сайте DBU:
• мы хотим, чтобы в детском футболе была здоровая психологическая среда, а она несовместима с результатами;
• дети не развиваются оптимально, если на них давят тренеры и родители;
• отстающим футболистам тоже нужно игровое время;
• главенство командного результата угрожает неправильным акцентом на матче вместо развития индивидуальной техники Там же футбольный союз отсылается к американскому исследованию мотивации 10 000 детей, которые занимаются спортом профессионально. Вот 5 основных мотиваций мальчиков:
1 – чтобы повеселиться;
2 – научиться играть лучше;
3 – соревноваться – интересно;
4 – хочу делать то, что у меня хорошо получается;
5 – просто быть здоровым. Ни одна из этих целей не гасится отказом от счета.
А если у ребенка будут вопросы, DBU уже подготовил для всех родителей универсальные ответы. Например: «А почему у взрослых счет есть, а у меня нет?» – «Потому что между высококлассными игроками и детьми – большая разница. Это их работа, они за нее получают деньги, деньги зависят от результата. А ты еще умеешь далеко не все, и главное для тебя – твоя техника и твои умения, счет тут не поможет». Или: «А в чем же тогда цель игры?» – «Твоя цель – слушать тренера и научиться играть как можно лучше. Если все делать правильно, ты станешь профессионалом и будешь играть на счет, сравнивая себя с другими». • Принцип назначения матчей 25-50-25Счет каждого матча датские чиновники считают лишь с одной целью – чтобы на каждом следующем фестивале составить грамотное расписание.
25% матчей каждая команда проводит с соперником слабее (если она выступает хуже всех в своей категории, то играет с ребятами помладше). Эти матчи позволяют больше экспериментировать.
50% матчей – с равными себе,
25% – с более сильными (а если это команда-лидер, то играет со старшими – такие матчи учат новому)..
По словам Флемминга Берга (отвечает за развитие игроков в DBU), такая пропорция уже на дистанции доказала, что стимулирует парней к развитию.
•
В сборной мало воспитанников топ-клубов – потому что все растут дома, трансферы до 13 лет запрещены
В начале текста я упоминал 9 молодых датчан, уехавших за границу. Так вот Йоаким Андерсен до 13 лет бегал в «Греве», Мэле – в «Остервро», Хейбьерг воспитывался в «Скольде», Дольберг – в «Воеле», Дамсгор – в «Джиллинге». Названия этих команд наверняка не говорят вам ничего – да и не должны, потому что это маленькие локальные команды, не претендующие на место в топе.В Дании – 1100 клубов разного уровня, официально сертификацию прошли 50 академий с полным штатом сотрудников, и DBU постоянно учит все новых и новых тренеров, чтобы географическое покрытие было максимальным и никому не приходилось рано переезжать в другие города ради футбола.
«Дети играют в футбол, чтобы веселиться, проводить время с друзьями и – главное – развиваться. Если выдергивать детей из обычной среды, можно выполнить третью профессиональную цель, но лишить их веселья и широкого круга общения – при этом нет гарантий, что они дойдут до конца. Поэтому мы считаем, что дети до момента, когда их перспективы не вполне очевидны, должны заниматься рядом с домом», – говорит Флемминг Берг.
Все крупные датские клубы подписывают партнерские договоры с десятками школ поменьше – они следят за всеми талантливыми ребятами, могут консультировать тренеров (DBU помогает клубам искать методистов и скаутов, так как заинтересована в развитии звезд), но не забирают их.
Если трансфер все-таки оформляется до 13-летия, то от дома игрока до тренировочного поля должно быть не более 30 минут езды на машине; клуб должен расписать детализированный план развития парня на два года вперед (над чем будет работать тренер, как клуб будет обеспечивать транспорт и так далее); через полгода родители и представители обоих клубов оценивают прогресс и эффективность перехода. Ни одна встреча не может пройти без родителей, обратное наказывается.
• Жесткое лицензирование академий. Прозрачность информации обострила конкуренцию – теперь все заточены на воспитание талантов
Флемминг Берг из DBU четко называет поворотный момент в истории эволюции датского футбола – 2008 год, новый формат лицензирования детских академий. Если школа не получала категорию A или B – ее не допускали до юношеских турниров, соответственно, она лишалась шансов хорошо заработать на трансферах. Требования резко повысили качество работы.
В одном из текстов я уже писал, что в Дании самая высокая в Европе распространенность тренировочных полей. Но это не все.
Бельгийские консультанты из компании Double Pass в 2016 году советовали Дании на всех уровнях во всех школах избрать тактику 4-3-3 и построить единую национальную систему. «Я не верю в такие вещи, у каждого свой путь. Мы даем требования в скаутинге, инфраструктуре, технических навыках, а 4-4-2, 4-3-3 или 2-1-7 – мне не так важно. Я верю в разнообразие», – говорит топ-менеджер DBU Флемминг Берг.
Часть «Отношение» – о роли психологии в системе.По прошлой части можно подумать, что Дания – футбольный рай. Нет, проблемы есть и там.
Из-за реформы школьного образования (2014 год) учебные дни в Дании стали длиннее, плюс
за последние 8-9 лет у детей и подростков радикально выросло медиапотребление в интернете – а значит, для футбола так же радикально обострилась конкуренция за время будущих звезд. Датский футбол уже сделал все, чтобы детям было весело и интересно, но уверен, что философского сдвига недостаточно – нужно, чтобы каждый тренер в стране максимально успешно не только работал над техникой парней, но и понимал психологические тонкости, чтобы каждый чувствовал себя легко и свободно. Поэтому ближайшие обещания DBU – рост вложений в обучение тренеров с категорией минимум C, повышение доступности базового образования категории D (для родителей – об этом ниже), более плотное сотрудничество с обычными школами и воспитание нового поколения координаторов.
Дети ни физически, ни социально, ни когнитивно не похожи на взрослых. Им нужно дать свободу на тренировке, чтобы никто не гасил их внутренний драйв. Дети должны «учиться учиться», они должны развивать любопытство. Получатся ли дальше из этих пацанов игроки национальной сборной – никто не знает. Если вся система построена грамотно – это вероятно. Но это лишь дополнительная выгода. В противном случае, если дети будут думать о краткосрочных результатах и биться за победы в мелких турнирах, из-за давления и негатива мы постепенно потеряем и детей, и спорт. Это угроза, которая в современном мире развлечений в долгосрочной перспективе будет иметь разрушительные последствия». Как датчане собираются добиваться детского счастья?
• Не изматывать детей физически. «Все дети разные, и под них надо подстраиваться. В детском футболе не нужно обучение, построенное на физике. Первично развитие технических навыков, моторики и умения общаться в коллективе».•
Родителям и тренерам запрещены не только оскорбления, но и громкие подсказки. «Каждый ребенок должен сам искать решения в игровых ситуациях – как на тренировках, так и в матчах. Тренеры и родители не должны подсказывать, пусть дети сами найдут решение. Еще лучше, если тренер будет стимулировать детей вопросами о различных ситуациях – это поможет развить игровой интеллект», – говорится в стратегии от 2021 года. «Это похоже на школьный класс, где учитель контролирует орфографию и арифметику, но делает это постфактум».
• С 2010 года в штате DBU есть спортивный психолог сборных Дании. Он работает с тренерами национальных команд, контактирует с клубами и учебными центрами в разных регионах. Именно его команда объясняет разным региональным тренерам, как выстраивать диалог с молодыми игроками.
Цели, закрепленные в стратегии, просты:
1. Детям должно нравиться быть частью футбольной семьи, и мы должны видеть их настроение
2. Они должны видеть возможности, а не ограничения
3. Все должны помнить: совершать ошибки – нормально. При боязни ошибок игроки будут ограничены в развитии. «Независимое мышление – это одна из главных черт датской культуры, – говорит президент «Нордшелланда» Расмус Анкерсен. – И то, что в нынешней сборной Дании много сильных личностей, много лидеров – совсем не случайность. Это заложено с детства».
• DBU призывает родителей участвовать в тренировках – они могут выполнять мелкие задания тренеров или пройти интернет-курсы на базовую лицензию D, чтобы понимать работу тренеров и даже самостоятельно проводить разминки – детям будет приятно видеть родственников. По подсчетам союза, 1 тренер на занятии может работать с 6-8 детьми – не более.
• Есть родительские заповеди DBU:
– посещайте тренировки детей – они это ценят
– не кричите, сохраняйте спокойствие и стойте на расстоянии от тренеров и ребят– поднимайте себе настроение – например, спорьте с родителями соперников на кофе
– после матча спрашивайте у детей, интересно ли им было – не обсуждайте результат
– помните, что играет ребенок, а не вы. Как изменилось мышление клубов – и почему Дания еще не достигла потолка
До 13 лет все тренируются в маленьких локальных школах (за исключением уникальных случаев – условия описаны выше).
В 13 появляются сборные. Команды U-13 и U-14 собираются 8 раз в год на целый день – тренировки и двусторонки проходят в шести региональных центрах.
«Мы усиленно учим скаутов. Самое важное – чтобы они смотрели не только на эффективность игры прямо сейчас, а оценивали потенциал», – говорит Флемминг Берг из DBU.
В России только сейчас начинают обучать скаутов, в основном это область самоучек, а в Дании уже давно централизованная система образования с четкими алгоритмами. Всех юношей, подбирающихся к возрасту первой сборной, просматривают, вводят в базу данных и распределяют по цветам – зеленый, желтый, красный. Раз в несколько месяцев оценки меняются. В 2017 году, когда Дания разработала 130-страничный гид по проблеме относительного возраста (тут можно только позавидовать), в сборных всех возрастов только 9% игроков родились в октябре, ноябре и декабре. Сейчас Дания усиленно взламывает эту проблему – чтобы выцепить таланты, теряющиеся только из-за даты рождения. Есть даже экспериментальные составы юношеских сборных, которые набираются по физическим данным, а не по возрасту. В успешной академии «Нордшелланда» составы U-13, U-14 и U-15 перераспределяют игроков в зависимости от физических изменений.
«Воспитание молодых игроков становится все более важной частью бизнес-модели датского футбола, – говорит спортивный директор «Нордшелланда» Миккель Хеммерсам. – Главный аргумент – экономика. Дешевле развить молодого игрока, чем купить готового извне. Тем более 18-20-летние парни из Дании становятся все более привлекательными на международном рынке. Крупные клубы готовы платить за наш потенциал, поэтому Дания становится таким университетом, откуда игроки могут выйти в большой мир».
https://www.вражий сайт/tribuna/blogs/vor ... 40777.html