Сослан Гатагов ушел из футбола в 2017-м, всего в 25 лет — после трех операций на крестообразных связках. Гатагов недолго поиграл в «Спартаке», заглянул в Армению и Белоруссию, а теперь пошел по необычному пути — не просто учится на тренера, но уже открыл свою академию.
— Ты приехал в академию «Локо» из Владикавказа. Это было проблемой?
— В Москву я переехал вместе с семьей. Мне тогда было 11.
Помню, как родители других детей из академии накинулись на моих: «Что вы тут забыли?! Сейчас будете наших детей отодвигать». Да и в целом ко мне негативно поначалу отнеслись. Боялись конкуренции. А тренер, видя такие сцены, никак не влиял. Приходилось доказывать, что я не просто так здесь. Внутри коллектива пацаны сразу начали меня проверять. В итоге потихоньку все поняли, что я нормальный парень.
— А как проверяли?
— Подкатывались на тренировке жестко, в раздевалке как-то шутили. Смотрели, как буду реагировать. Бывало, дрался. Много драк было. Особенно на почве национальных тем. Для меня как человека с юга это неприемлемо. Если человек открывает рот, должен нести за это ответственность. А у ребят: сказал — через минуту забыл. Потом я просто понял: такая тут манера поведения. Считаю, это тренерский пробел. Тренер создает атмосферу на поле, в раздевалке. Но уходит из раздевалки — и дети остаются один на один. Поэтому в коллективе всегда должен быть лидер, с которым бы лично работал тренер.
— Коллега общался с футболистом из ПФЛ, который собирается заканчивать карьеру и идти тренировать в частную академию в Москве. Зарплаты там — около 100 тысяч рублей. Это больше, чем в академиях топ-клубов?
— Да. Печально, на самом деле.
— Почему?
— В частные академии в основном берут людей без футбольного образования. Люди без лицензий тренируют детей. Это как водитель-самоучка сядет за руль без прав и будет кататься по городу. Может, он и умеет ездить, сам же научился, но должного образования у него нет. Частные академии заманивают деньгами. У меня есть знакомые, которые спокойно тренируют без лицензии и имеют в месяц 60-70 тысяч рублей. У меня вопрос к тем, кто их нанимает. Вы же несете ответственность за сложный и тонкий организм, за формирующийся интеллект — за детей. А нанимать людей, которые их будут «тренировать» вслепую, писать сказки у себя на сайте, что у всех тренеров есть лицензии, а дети станут звездами футбола — полный бред.
Помимо образования мы ценим инициативу к саморазвитию. У нас вообще такая философия — мы за развитие. А у большинства российских академий (не только частных) — философия направлена на решение краткосрочных задач всеми путями. Есть заказ от руководства — нужен результат здесь и сейчас. Как они будут развивать этого игрока, какие методы и средства использовать — никого не волнует. Поэтому и берут «специалистов», готовых выполнять заказ, или психологически ломают тренеров, которые ставят на первое место не результат, а рост. Есть еще каста тренеров, которые только недавно закончили карьеру и пришли тренировать детей. И тренируют их так же, как их когда-то, не понимая ни возрастных особенностей, ни принципов работы с детьми.
— Какие еще проблемы есть в частных академиях?
— У меня к ним большие вопросы. Иногда смотрю на тренировки в других академиях. Там нет четко выстроенного тренировочного процесса и вектора развития. Просто набор упражнений.
Еще мне «нравится» большое количество инвентаря на тренировках. Он нужен только для инстаграма и родителей. Чтоб им нравилась картинка. В этих школах главное — угодить родителям, потому что они платят.— Какой резон родителям выбирать для своих детей частную академию, а не клубную?
— В частные берут дошколят, чуть ли не с трех лет. И детей, которые, к родительскому сожалению, не прошли отбор в топ-академии. Ребенок только ходить научился, а родителей уже зазывают в эти частные школы, вешают лапшу на уши о том, что их ребенок — будущая звезда футбола. У школ на бюджете федерации — более поздний набор. Где-то с 9 лет. А до этого детям что делать? Вот и идут в частные академии.
Многое решает территориальный фактор. Кроме того, не все родители разбираются в футболе. Бегут сначала за эмблемой топ-академий. Не получилось — ищут в интернете частные школы. Не подумайте, что все коммерческие академии плохие — некоторые мне нравятся. Но есть такие, в которых водичку в уши льют прилично. Родителям нравится, когда их ребенок улыбается. Но непонятно, отчего он улыбается: от того, что играет в футбол, или от того, что над его товарищем по команде издевается тренер, заставляя его выполнять вещи, которые вредят ребенку.
Родители — отдельная тема для разговора. Их надо вообще отодвигать от тренировочного процесса.— Почему?
— Они и так очень сильно влияют на детей дома. Плюс у всех нормальных людей календарная неделя состоит из семи дней. А у детей, по мнению родителей, из 14. Они все распланировали, знают, что и в какое время ребенку надо делать. А ему остается время только прийти домой, поиграть в телефон, сделать домашку, и все. В итоге к 14-15 годам он ходит на тренировки, как на работу. А там еще и тренер с требованиями. Так ребенок попадает в физическую и психологическую яму, из которой его трудно достать.
— Как часто родители пытаются компенсировать свои несбывшиеся мечты за счет детей?
— Ой, это сплошь и рядом.
Многие, наблюдая за людьми из профессионального футбола, воспринимают этот спорт как социальный лифт. Хотя не все там получают большие деньги. Родители живут в мечтах, но до этих миллионов идти очень долго — и не факт, что дойдешь. Им без разницы, готов ребенок психологически или нет. Сами ведут себя как дети. С родителями тоже нужно работать. Всегда объясняю им, что такое футбол и почему в нем все поэтапно. Важна обратная связь, если что-то не нравится — говорите. Я тренер, тоже человек, тоже учусь вместе с детьми, тоже ошибаюсь каждый день. Главное — анализировать. А то у нас как обычно? Закончилась тренировка — и все разошлись по домам.
А родители ведь все на амбициях. Может, их еще и на работе прессуют. И если ребенок, по их мнению, сделал что-то не так на тренировке или на игре, они его пилят где-нибудь на кухне, выплескивая свой негатив. А он просто хочет, чтобы его хоть изредка, но хвалили и поощряли. Хотя бы за то, что он уже что-то делает.Футбол ведь еще и социальный институт. Ребенок пришел на тренировку за футбольным образованием, эмоциями, социальным контактом, общением.
Ну не наседайте вы на него — или не смотрите, раз не умеете радоваться за своего ребенка. Психология у таких семей отсутствует напрочь. А дети в ней нуждаются, тем более в наше токсичное время. Не говорю, что все дети заиграют в футбол — это нереально. Но что ребенок будет социально образованным благодаря футболу — факт.
— И что, родителям вообще не ходить на игры или тренировки ребенка?
— До первого замечания тренера. Сидит папа или мама спокойно — добро пожаловать. Если его понесло, он орет, воздействует — до свидания, за дверь. Хлопайте, хвалите ребенка, пожалуйста, это дает положительные эмоции. Если ребенок забил гол, обвел кого-то или отдал пас — значит, умеет играть в футбол без ваших подсказок, у него свое видение игры.
Мне недавно парень из одной школы рассказал: когда отец приходил на тренировку, он боялся выйти на поле. Был уверен, он уже что-то должен своему отцу. Приходилось парня доставать из этой ямы. Родителям нужно рассматривать ребенка не как человека, который должен беспрекословно слушаться их, а как партнера. Поговори ты с ним, может, ему этот футбол не нужен, и играет он только чтоб угодить вам. Может, у него талант художника или скрипача.— Какая главная ошибка детского тренера?
— Постоянно орут, без повода! В других академиях часто встречается такая картина: только тренировка начинается, тренер переходит на крик. А родители стоят довольные, кофе пьют. Хочется подойти к ним и сказать: «Ребенок потеряется, сгорит психологически. Вы его привели не к тренеру и педагогу, а к врагу». Некоторые говорят: «С моим можно и пожестче». Нельзя! К выпуску из школы он возненавидит и тренера, и родителей. Из-за постоянного ора организм ребенка механизируется, и он постоянно будет ждать команды, крика.Есть еще один огромный минус. Как в школах работают с талантами? Цветок чуть распустился, с него обрывают лепестки, пользуются им, при этом ничего не давая взамен. Лепесток вырвали, турнир какой-то выиграли, краткосрочную цель достигли. И так еще раз и еще. При этом его не поливают, то есть не развивают как личность, никак не поощряют. В конечном итоге от цветка остается голый стебель, его отдают родителям: «Спасибо, до свидания». Берут новый — и делают то же самое. Причина в том, что детские тренеры в нашей стране не квалифицированы. У многих просрочена лицензия, они не хотят идти на пересдачу, посещать курсы, переводить иностранную литературу, развивать свой интеллект — а только губят интеллект ребенка. Потому что у самих в голове ничего нет! Это наше любимое линейное обучение, где преобладает изолированность. Физику тренируем отдельно, тактику отдельно, технику — отдельно. И 15 минут футбола в конце. Просто классика. А на игре тренеры хотят, чтобы это все как-то само соединилось. Так не бывает. Нужно изначально все сопрягать и развивать в игровой форме, соблюдая все сенситивные периоды и индивидуальные особенности.
— Результат в детском футболе неважен?
— Производительность важна, развитие. Результат — в конце списка. Современные тренеры тоже страдают, когда над ними с кнутом стоит руководство и спрашивает на собраниях, почему команда не выиграла. Пачками везут новых ребят, не дав тренеру развить предыдущих. А все из-за места в таблице. Меня вообще никогда не интересует счет матча. Главное — что вынес игрок, чему научился, где, как он считает, ошибся и как это понял в контексте игры или занятия.
— Если сравнить время, когда ты сам был в академии, и сейчас — что изменилось?
— Особо-то ничего не поменялось. Личности в футболе раньше были сильнее. Возьмите 91-й год «Локомотива» — брат, Кокорин, Пилиев, Полоз, Беляев, Чочиев. Один из тренеров Сергей Клочков сказал однажды: «Этим ребятам главное было не навредить. Просто направить, и все». У нас и сейчас есть таланты, просто им потом не дают реализоваться. В этом плане у нас большой люфт.
— Но посмотри на нашу молодежку. Почти все парни — основные игроки клубов РПЛ.
— Согласен. Но все почему? Деньги из российского футбола ушли, легионеры не едут, клубы дают играть своим. Нельзя назвать это системой. Просто стечение обстоятельств. Но, слушай, хотя бы так. Главное, как они себя реализуют.
— 3 проблемы детского футбола в России, которые нужно решить?
— Сокращение неквалифицированных тренеров. Обучение тренеров спортивной психологии. Поднятие ментальности футболистов, начиная с самого детства. Сейчас большинство ребят ментально скованы. Их нужно раскрепощать.https://sport24.ru/news/football/2021-0 ... kh-krestov