Перейти на myFC.ru

  Форум на myFC.ru » Большой футбол » Детско-юношеский футбол

E-mail:
Пароль:

Запомнить?
Регистрация аккаунта Поиск Справка Вход 

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 743 ]  На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 ... 75  След.

13 окт 2019, 14:54

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
Первый тренер Сутормина Александр Греков.

– Что за парень Лёша Сутормин?
– Это идеальный человек, просто идеальный. Добрый, ухаживал за всеми, был любимцем в команде. Я не знаю, какой изъян можно ему приписать.
Когда он был у меня, я всегда его направлял. Но прошло восемь лет, и что дальше? Человеку надо расти. Я устроил его в «Спартак», ездил с ним на тренировки. Как бы курировал, водил за ручку. Он в «Спартаке» год побыл, но что-то там случилось, и он попал в «Химки», а оттуда уже в молодежный «Зенит».
.
Я мог стать агентом, но там один, второй, третий и все друг друга толкают. В этой мясорубке я себя не нашёл. 25 лет был директором школы в Крылатском. Создал её сам, на ровном месте, и пошло-поехало. Но потом такая ситуация случилась, что это стала школа «Строгино».

– Как вы его нашли?
– Как всегда, приехал в первый класс обычной школы из Одинцово и отобрал четырех человек. Он отличался от них всем – не капризничал: нужно приехать, значит нужно, нужно быть там-то вовремя – всё. Другие: «ой, зачем», «да почему» и так далее, а от него никаких жалоб и нытья. Просто радовался от работы с ним.

– Сейчас «Зенит» возвращает своих воспитанников. Почему раньше этого не было, почему «Зенит» не сохранил Сутормина?
– Сужу по Москве: наша школа «Крылатское» играла с ЦСКА в одной группе. За сезон ЦСКА сменил три команды 1982 года. Приезжали ребята с Украины, Беларуси и так далее. Когда толпа агентов привозит огромное количество детей, конечно, легко потеряться. Если в Москве три-четыре такие команды, и в них везут, везут, везут, то в «Зените», думаю, не хуже агентура работает всего на одну школу. В «Зените» не дорожили людьми, не разбирались в них. Тренеры не смотрели на перспективу, они ориентировались на сегодняшний день. Таких, как Лёха, возможно, было очень много. Он 94-го года, а играл за 93-й – вроде как должны были обратить на это внимание, но видите – не обратили. Мол: «Ничего страшного, разве он потеряется?».

– Самые сильные качества в Алексее, которые вы видели?
– Я заметил с первых мгновений, что человек умеет забивать и много. Он одарен, из любой ситуации может сделать гол. Но чтобы это увидеть, с ним надо работать. Я говорил родителям: «Лёха – талант, он просто умеет забивать голы».

– В чём он развивался быстрее всего?
– Лёша умел трудиться, с удовольствием ездил на тренировки. Выполнял всё, что от него требовалось, смотрел мне в рот и делал то, что нужно. Одному даю задание, а он не хочет его делать или у него не получается. Уходит куда-то в угол и сидит там, у меня таких было много. Дети не хотят показывать тренеру, что у них не получается. А у Лёхи такого не было, он, наоборот, подходил и спрашивал: «Как это сделать, как то?» Человек быстрее учится, когда он этого хочет.

– Чем еще он отличался от других?
– Лёха сразу был не маленький, не щупленький, а плотненький такой пацанчик. Но первоклассников талантливых очень много. До четвёртого класса девчонки и мальчишки все одинаковые. Различий нет, как два сапога – пара.
.
У меня, кстати, есть ещё игроки 2002 года. Вратарь Купцов Илья, например, он сейчас в «Динамо» и в сборной. Его мама – Катя – постоянно звонит, поздравляет со всеми праздниками. А ведь это был уникальный случай. Парень был полевым игроком, а я заставил его встать в ворота. Он не хотел, пожаловался матери, был скандал. Объяснил, что вижу в нём игрока вратарской, убедил маму. И после этого он как попёр.
Представляете, уже пятое поколение идёт – из каждого одного-двух игроков я довожу до сборной. Фёдор Зинченко из мини-футбола тоже мой воспитанник 82 года рождения. Но на сегодняшний момент – они миллионеры, а мы – пенсионеры.

https://sport.business-gazeta.ru/article/243849


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

13 окт 2019, 14:55

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
Соболев – открытие сезона РПЛ. Его родители залезли в долги, чтобы спасти карьеру сына.

Сейчас он – главное открытие нового сезона. А всего пару лет назад мог завершить карьеру. От роковой ошибки его спасли переход в «Томь» и финансовая помощь родителей, которые тогда оплатили трансфер сына.

Соболев родился в Барнауле. Заниматься футболом он начал в местном «Динамо», но оставаться в родном городе и играть в ПФЛ он не планировал. Александр ездил на просмотры в «Локо» и ЦСКА, но тренеры отказывали ему. Вскоре возник вариант с «Анжи», который в 2015 году снова вернулся в премьер-лигу. Соболев прошёл с ними сборы, ему обещали контракт. Но за три дня до старта сезона в клубе сообщили, что передумали.
«Был момент, когда думал, что всё, наверное, пора заканчивать. В «Анжи» никак не объяснили, почему отказались – вообще тишина. В шоке был, если честно. Потом поехал в Томск», – вспоминал игрок в интервью «Матч Премьер».

Всю осень Соболев тренировался с «Томью» без контракта. В клубе раздумывали над его кандидатурой, и решение по нему должны были принять в начале 2016-го. Но в самый ответственный момент игрок простудился. Его карьера была на грани провала. Нападающий всё же уговорил тренеров дать ему шанс. Он сыграл в одном матче и убедил их, что пригодится команде. Сам он в интервью признавался, что если бы его тогда не взяли, то он бы закончил с футболом.

Кроме болезни была и другая проблема: у«Томи» банально не было денег, чтобы заплатить барнаульскому «Динамо» деньги в качестве компенсации за воспитание футболиста. Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», сумма не баснословная – 200 тыс рублей. Но даже она для «Томи» в тот момент была неподъёмной. Соболеву помогли родители. Отец игрока работает на заводе, а мама ведет занятия по аквааэробике. Необходимой суммы у них не было. Пришлось занимать. Но они верили в сына, поддерживали его и хотели, чтобы тот продолжал. Кроме того, по нашим данным, в контракте игрока с «Томью» был пункт, согласно которому клуб должен вернуть Александру эти 200 тыс.

Весной 2017 года выяснилось, что у «Томи» нет средств, чтобы доигрывать сезон в РПЛ. Но после уговоров со стороны руководства лиги сибиряки решили доигрывать сезон футболистами из молодёжного состава. Тогда «Томь» возили все, кому не лень. Уже в первых двух туров команда пропустила десять мячей. Но Александра это не волновало. Напротив, футболист отмечал, что отсутствие каких-либо задач раскрепостило его и помогло раскрыться. За полгода он забил три гола и отдал одну голевую передачу.

После завершения сезона он ещё недолго пробыл в «Томи», а после перешёл в другую команду ФНЛ – «Крылья Советов», которые под руководством Андрея Тихонова рвались в премьер-лигу. С первой зарплаты в Самаре Соболев вернул деньги родителям.

В первый сезон в РПЛ с «Крыльями» всё шло не очень – Тихонов держал его на скамейке, редко выпускал, что не устраивало амбициозного парня. Чтобы получить игровую практику, он попросился в аренду в «Енисей». За полгода в Красноярске он забил три гола в десяти играх. Там он окреп, обрёл ещё большую уверенность, чтобы теперь зажигать за «Крылья».

https://sport.business-gazeta.ru/article/243908


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

13 окт 2019, 17:24

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
Много лет Валерий Поканинов руководил футбольной школой «Лада-Тольятти», а до этого сотрудничал с известной академией им. Коноплёва. Сейчас специалист возглавляет кафедру теории и методики футбола и хоккея Поволжской академии спорта.

«Я знаю Ильзата с 10 лет, он был щуплым, но техничным». Он отвечает за образование Ахметова, Набиуллина, Билялова
Из этого интервью вы узнаете, как обучаются профессиональные футболисты и хоккеисты.

– Вы же его знали еще до академии. Сразу стало ясно, что из него получится большой футболист?
- Да, это было когда я еще работал в Тольятти, а ему было 10 лет. Он представлял академию Коноплёва, а я возглавлял школу «Лады». Ильзат был щуплым, но отличался высокой техникой и трудолюбием. У них был сильный год в академии, но пока из той команды заиграли только Ахметов и Ваня Злобин, который сейчас во второй команде «Бенфики». К становлению Ахметова как футболиста есть немалая заслуга «Рубина» и лично Курбана Бердыева.

Ему повезло попасть под своего тренера в ЦСКА во время перестройки команды. Если бы у армейцев осталось прежнее поколение, ему было бы намного сложнее показать себя. Его, Облякова, Чалова и других вынужденно ставили, но ребята воспользовались шансом и смогли раскрыться. Потенциал у них огромный.

Конечно, Ахметов – талантливый футболист, которому повезло оказаться в удобной для себя среде. В нашем футболе это очень важно. В «Рубине» тоже во многом повезло ребятам 2000 года рождения оказаться в основе, но они не портят картины, а прогрессирует, принося пользу и себе, и родному клубу.

– Вы работали в академии Коноплева и «Ладе». Не мешало такое соседство двум большим школам в одном городе?
– Надо понимать, что Тольятти самый большой нестоличный город России по населению. Мы органично жили друг с другом, у нас была конкуренция, чего нет, например, у «Зенита», «Краснодара», «Рубина». Они вынуждены искать соперников в других городах, выезжать в Москву. Мы же постоянно создавали конкурентную среду для своих игроков. Я поработал и там, и там, поэтому могу сказать, что в Тольятти была очень сильная школа для футболистов. Игроки с каждым годом переходили от одного тренера к другому, получая новые футбольные знания в каждом возрасте.

Да, академия Коноплёва постоянно перехватывала у нас игроков. В «Ладе», например, начинал Станислав Крицюк, но кто знает, смог бы он дорасти до уровня клуба РПЛ и сборной России, если бы не ушел тогда.

– Вам не грустно сейчас видеть, как и «Лада», и академия Коноплёва, давшие большое количество профессиональных футболистов, вынуждены жить в бедствующих условиях?
– Я уехал четыре года назад из города, и уже тогда было очевидно, что у юношеского футбола там большие проблемы. Ушли многие менеджеры, тренеры из «Лады». Может, это сыграло не в пользу школы. Финансовые условия и тогда были не очень, а сейчас еще хуже.

То же самое у академии Коноплёва. Евгений Савин хорошо это показал в одном из своих выпусков. Люди понимали, зачем им туда ехать. Предлагались отличные условия для работы, а сейчас этого нет. Осталась «Лада-Тольятти», играющая во втором дивизионе своими воспитанниками. В ней у меня сейчас выступает мой сын Антон и дипломник нашей кафедры. Но сложно предположить, что ждёт команду уже в следующем сезоне.

– Работая в Тольятти, вы видели массу звёзд нынешней премьер-лиги. Они уже тогда были на высоком уровне?
– Да, потому что там был не набор, а отбор. Причем жесточайший. Их отсматривали специалисты, методисты, сравнивали с другими ребятами. Тренировали их в том числе и иностранные специалисты. А юные футболисты стабильно выезжали на международные турниры, набираясь опыта. С таким подходом в работе в стране будут появляться футболисты высокого уровня. Возможно, когда-нибудь мы также будем отбирать футболистов для команды академии и заявляться на профессиональные турниры.

– Кто из студентов академии, как Ахметов, сейчас заявляет о себе?
– В прошлом году к нам на первый курс поступили Данил Степанов и Раиль Абдуллин, которые уже выступают за основную команду «Рубина». Также у нас учатся ребята из молодежной команды Романа Шаронова – Александр Циберкин, Никита Макаров, Тагир Хисматуллин и еще несколько игроков. В сборных разных возрастов играют Абдуллин, Макаров, Яковлев. Ну и наша главная звездочка – Ильзат Ахметов игрок главной команды России.

https://sport.business-gazeta.ru/article/238357


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

13 окт 2019, 17:26

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
Тренер юношеской сборной России – о наболевшем. Почему в России нет своих Мбаппе: детские тренеры пропускают важнейшие этапы подготовки

Последние десять лет РФС обкатывает новую систему подготовки игроков, разбитую на три возрастные группы (6 - 9 лет, 10 - 14, 15 - 17). Через неё среди прочих прошла сборная России, которая выиграла юношеский чемпионат Европы-2013. Если среди победителей Евро-2006 никто не заиграл на высоком уровне, то в команде 2013-го есть Александр Головин из «Монако», Рифат Жемалетдинов из «Локомотива», Антон Митрюшкин из швецарского «Сьона».

Один из разработчиков программ – Николай Кочешков, тренер юношеской сборной России. Кочешков вместе с тренером вратарей сборной Алексеем Орловым на прошлой неделе выступил в Поволжской академии спорта. В академии Николай читал лекции для тренеров со всего региона и презентовал программу подготовки детей в возрасте 6-9 лет
Кочешков считает, что именно в этом возрасте детские тренеры пропускают важнейшие этапы подготовки, из-за чего в итоге в России вырастает так мало качественных игроков.

– Николай, почему в России мало таких индивидуально сильных футболистов, как, например, Головин?
– Ответ краткий – методика. В детском возрасте, к сожалению, наши тренеры очень сильно ориентированы на командный результат. Потому главный критерий – результат команды на соревнованиях. В силу этого детские тренеры форсируют подготовку, пропускают очень важные этапы подготовки, которые связаны с индивидуальным развитием, и начинают с раннего возраста готовить команду к соревнованиям.

Попадая в сферу юношеского футбола, у игроков проявляются большие пробелы в футбольном образовании. И в техническом, и в тактическим. Они не могут реализовать себя на высоком уровне, пробиться во взрослый футбол и конкурировать там с более профессионально подготовленными футболистами.

– Что это за этапы, которые пропускают тренеры?
– Это этапы подготовки в возрасте 7 - 8 лет, когда тренер должен научить игрока индивидуально обыгрывать и отбирать мяч один в один. В силу того, что тренер торопится в детском возрасте и дети много соревнуются, он просто пропускает этот этап. Дети просто не умеют действовать креативно на футбольном поле. Умело обыгрывать, качественно вести единоборства и хорошо отбирать мячи.

– Что можно сделать, чтобы исправить это?
– РФС работает сейчас по двум направлениям. Первое – методическое. Разрабатываются программы, которые учат тренера работать по-новому. В них во главе угла индивидуальное развитие футболиста, а не результат.

Второе направление, уже законодательное – изменение нормативов оплаты труда тренеров, которые в данный момент привязаны именно к результату. Чем больше тренер выиграет соревнований, чем выше мест займёт, тем выше у него зарплата. Это связано с министерством спорта. В тесном контакте с ним сейчас ведётся работа по изменению нормативно-правовых документов, регулирующих и регламентирующих работу детских тренеров.

Также РФС меняет систему соревнований в стране. Первый шаг – создание юношеской футбольной лиги. Там за неделю играют по одной игре, а не как раньше на первенстве России – шесть игр за десять дней. Ребята получали очень сильную, неадекватную их уровню физического развития нагрузку.

– Мы знаем немецкую, голландскую системы. Россия пытается перенять что-то у них?
– Да, мы сотрудничаем и обмениваемся опытом. Но, как показывает практика, слепое копирование зарубежных систем для нас не подходит. В силу разных причин – менталитет, инфраструктура, особенности климата, огромные размеры страны. Всё это накладывает очень большой отпечаток на методическую составляющую футбольную.

Поэтому РФС решил пойти другим путём. С 2014 года идёт работа по трём программам подготовки футболистов – «6 - 9 лет», «10 - 14 лет» и «15 - 17 лет». Они инновационные для нашей страны. В них именно наш, с учетом российских особенностей, подход к тренировкам. Там даны тренерам конкретные рекомендации по тому, как нужно организовывать тренировочный процесс, на чём нужно фокусировать внимание и в какой последовательности нужно правильно обучать и тренировать.

– Как вы разрабатываете программы?
– В РФС есть группа инструкторов, методистов. Как правило это действующие тренеры, как я, с регулярной практикой на высоком уровне в сборных или клубах. И есть смежные с нами специалисты. Это физиологи, научные работники, которые нам помогают соединить футбольную составляющую с физиологической. Этим общим коллективом мы разрабатываем программы, исследуем и проводим практическую апробацию в спортивных школах.

Например, программа «10 - 14 лет» год проходила апробацию в 30 футбольных школах по всей стране – от Красноярска до Калининграда. Школы оставили свои отзывы. После мы её доработали с учетом всех замечаний. Добавили некоторые упражнения, заменили некоторые блоки. Таким образом, поступаем со всеми другими программами. Наши программы – это не теоретические разработки. Это практически вещи, взятые из реального футбола.

– В чём отличие программ друг от друга?
– Возрастом и последовательностью обучения. Проще говоря, методический принцип – от простого к сложному – проходит через все три программы. По мере взросления усложняются требования, предъявляемые к футболистам и тренерам. И усложняется тренировочный процесс.

– Есть ли в нынешней системе что-то от советской системы?
– Конечно, есть. Мы основывались учебнике по футболу, который был разработан ещё в советское время. Но есть и инновационные вещи. Причина очень проста – футбол как игра с советских времён очень изменился. Он эволюционирует. Становится быстрее. По многим критериям и компонентам очень сильно отличается.

Исходя из этой эволюции и подготовка футболистов тоже должна изменяться и эволюционировать. Наша программа взяла всё лучшее из советского и дополнена современными методиками и требованиями, которые предъявляет игра к футболистам. Надеемся, что в процессе адаптации и реализации программы они тоже не будут стоять на месте.

– Мы сильно отстали?
– Если оценивать уровень европейских топ-стран, то как минимум на десять лет. Самый простой пример – это не востребованность наших юных в европейских клубах. На уровне среднего европейского звена мы ещё пока держимся и конкурируем. Но, к сожалению, та методическая отсталость с каждым годом не позволяет эту дистанцию сокращать. Даже наоборот.

– Насколько всё упирается в количество полей?
– Это сильно влияющий фактор. Из количества получается качество. В Германии футболом регулярно занимается порядка 7 млн официально зарегистрированных футболистов. У нас в стране по официальным данным – 450 тыс. На каждых 14 немецких футболистов один российский. Конечно, при таком количественном соотношении у них даже без методических особенностей будет шире выбор, более высокая конкуренция.

На наш взгляд, РФС сейчас надо решить две важных задачи. Первое – методически вооружить тренеров современными знаниями даже в тех условиях, в которых они работают. Второе – работать над увеличением количества занимающихся. Конечно, это связано и с инфраструктурными возможностями, и с законодательством, которое, может быть, позволит улучшить тренерскую базу в плане материальной оплаты. И нам просто нужны поля, залы, манежи, чтобы все желающие заниматься могли себя реализовывать.

– Как вы относитесь к платным школам? Они могут приносить пользу и результат?
– К сожалению, в частных школах, в большинстве случаев, работают и называют себя тренерами люди, у которых нет даже футбольного тренерского образования. Чаще всего это бывшие футболисты. Может быть, игравшие даже не на самом высоком уровне. Организовывают платные истории и работают с детьми без законного разрешения.
Если у доктора нет диплома и лицензии, он не может работать доктором. Тогда он, скорее всего, знахарь или какой-то народный целитель. А здесь это никого не останавливает.
Чтобы тренировать, нужно иметь тренерское образование. Закончить специализированное учебное заведение.

– В частных клубах тоже зацикливаются на результате?
– Как ни странно, всё равно такой момент присутствует. В первенстве Москвы ЦСКА обязательно должны победить «Спартак», а «Динамо» – «Локомотив». И ни в коем случае по-другому. Там вопросы престижа тоже иногда бывают на первом месте.

– Победители юношеского Евро-2013 Головин и Баринов сейчас играют на высоком уровне. После победы в 2006 году не заиграл никто. Это показатель прогресса?
–Также есть Жемалетдинов, Гулиев, Митрюшкин. Рамиль Шейдаев сейчас выступает за «Динамо», в нашей сборной был лучшим бомбардиром. То, о чём мы говорим, мы реально применяли на этой сборной в течении пяти лет работы. Встречаясь с ними периодически, пять-шесть раз в год. Это работает. Если это применять на клубном уровне, будет более ярко-выраженный эффект. Потому что ребята для своего возраста мало чем отличались от тех, кто есть сейчас. Но благодаря правильной методике они смогли вырасти в футболистов хорошего, высокого уровня.

– Чем отличаются зарубежные юные топ-футболисты от наших? Почему условный Мбаппе уже в 17 лет был так хорош?
– Качественным обучением. На определенных стадиях своего развития и образования они качественно прошли все этапы. У них не было упущено ничего в плане техники, индивидуальной, групповой командной тактик. Все четыре ступеньки они освоили качественно. Когда в 15 - 16 лет они повзрослели, то развили физические качества, которые позволили им стать такими атлетичными, быстрыми, взрывными. Ничего не упустив в ходе своего футбольного образования, они вышли к 17 - 18 годам на уровень европейских топ-клубов.

Мой коллега Владимир Скоков, с которым я работаю в сборной, еще и тренер в «Чертаново». Он был с командой 13 - 14 лет на турнире во Франции, в Монтегю. Туда приезжал Мбаппе. Ему было как раз лет 14. Он был нескладным, худощавым ребёнком, не атлетом. Физически не отличался от сверстников. Но тогда уже было видно, что у него есть нестандартное мышление. Что он креативен на поле и очень хорошо обучен технически. Не форсируя подготовку, он стал одним из ведущих игроков сборной Франции.

Также вспомню нашего тренера Дмитрия Хомуху. Он всегда говорит так. «Чем юный российский футболист отличается от зарубежного? Российский, заработав первый миллион, начинает его проживать. Думать, что дело сделано, и он вершин своих достиг. Зарубежный юный футболист, заработав первый миллион, начинает ещё больше трудиться, чтобы заработать ещё пять. Именно в этом заключается главное отличие. У наших как правило другие приоритеты начинают превалировать – ночные клубы, дискотеки, машины и так далее. Зарубежные продолжают трудиться и растут дальше. Нашим часто не хватает трудолюбия и дисциплины для перехода на топ-уровень».

«ЕСЛИ К ТАЛАНТУ НЕ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ ДИСЦИПЛИНА, ОЧЕНЬ МАЛО ШАНСОВ ВЫРАСТИ ПРОФЕССИОНАЛОМ».

– С какого конкретно возраста детей можно начинать обучать базовой тактике?
– C 6 - 9 лет. Мы делим по этапам подготовки. Когда ребёнок понимает, что можно забивать гол в ворота, мы начинаем учить элементарным тактическим индивидуальным действиям в атаке. В самом раннем возрасте базовые основы тактики ребёнку можно прививать, ориентируясь на уровень его восприятия и подготовленности.

– Что это конкретно за тактика?
– Как выбрать позицию для удара по воротам. Когда он начинает понимать суть взаимодействий с партнером, мы обучаем уже начальным базовым групповым тактическим взаимодействиям. Например, открывание для взаимодействия с партнером при атакующих действий. Когда мы учим обороне, то учим сокращать пространство, выдвигаться на соперника. К сожалению, большинство наших тренеров про это вообще не знает в силу своего футбольного образования. И пропускают эти вещи из-за того, что просто не знают, как это сделать.

– В каком чаще всего возрасте игроки определяются с позицией и от чего это зависит?
– Тренер как менеджер проекта сам оценивает уровень физической, технической, тактической подготовленности и определяет для игрока позицию на поле. Здесь рекомендация очень простая. Как только дети начинают играть в футбол на большом поле – по нашим программам, это происходит к 13-м годам – мы ведём речь о выборе позиций. И переходим к специализации уже именно на этой позиции со всеми вытекающими техническими и тактическими особенностями. До 13 лет мы предлагаем пробовать играть на всех позициях и давать всестороннюю подготовку, чтобы ничего не упустить в плане индивидуального развития.

– Насколько учитывается мнение самого игрока. Много детей именно хотят быть защитниками?
– Немного. Все хотят быть нападающими. Все хотят и любят забивать мячи. Чтобы не было ярко выраженного деления на нападающих и защитников, мы предлагаем даже в ходе одного тренировочного упражнения осуществлять ротацию футболистов таким образом, чтобы они играли на позициях и в атаке, и в обороне, получая и те, и другие умения.

– Насколько рано можно распознать классного защитника?
– Для того, чтобы играть защитником, футболист должен обладать определёнными психологическими и физическими качествами. Как правило, центральные защитники должны быть атлетичными, высокими, хорошо играть головой, владеть длинными и средними передачами, уметь вести единоборства. В принципе, любой тренер, используя свой футбольный опыт, все эти компоненты может оценить и распознать в своём подопечном задатки для хорошего классного защитника. Чтобы потом их индивидуально развивать и растить футболиста на конкретной позиции.

– Во сколько нужно прийти в футбол, чтобы стать профессиональным футболистом? Если ребёнок пропустит этап «6 - 9 лет», какова вероятность, что он сможет заиграть?
– Вероятность есть. Она небольшая. Только если он двигательно очень одарён. Обладает хорошими скоростными качествами, хорошей координацией, ловкостью. Если может, даже пропустив этапы подготовки, наверстать с помощью своих природных задатков. Как показывает практика, такое возможно, но очень редко. Как правило в профессиональный футбол приходят ребята, которые начинают заниматься самое позднее с семи - девяти лет.

– Что важнее – талант или стремление и характер? Можно ли воспитать характер в очень талантливом, но эмоционально теряющемся игроке?
– Американцы проанализировали выступление своей сборной на последних двух Олимипадах. С точки зрения, что у призёров и победителей олимпийских игр из их сборных по разным видам спорта было в приоритете. Как раз хотели исследовать тему таланта. Выявили, как ни странно, что талант был на пятом месте среди всех качеств. На первое место вывели комплексное сочетание трудолюбия, работоспособности и дисциплины. Оно дало этой группе призёров и победителей добраться до вершин олимпийских. Талант важен. Но если к таланту не присоединяется дисциплина, исполнительность и трудолюбие, то очень немного шансов вырасти и стать профессиональным футболистом.

– С талантливым игроком нужно нянчиться?
– Индивидуальный подход обязателен. Как правило, игроки талантливые неординарные в повседневной жизни, специфические. Потому они и талантливые. Потому что выбиваются из общего контекста. Из общей группы.

https://sport.business-gazeta.ru/article/245365


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

13 окт 2019, 18:07

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
Агрессия, звёздная болезнь и отсутствие мотивации. Психолог – о проблемах юных хоккеистов.

Спортивный психолог Зухра Усманова уже больше 20-ти лет изучает проблемы юных спортсменов – и много внимания уделяет хоккею.

Отдельные главы из пособия мы опубликуем позже, сейчас же – рассуждения учёного о трудностях, с которыми сталкиваются маленькие хоккеисты.

КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ОШИБКАМ

Страх ошибиться и получить наказание со стороны взрослых – распространённая проблема в детском хоккее. Некоторые тренеры говорят: «Не бойся!», «Не переживай, это ерунда», но такие установки для спортсменов как об стенку горох.

Спортсменам необходимо от двух до 48 часов на самостоятельное переживание проигранных соревнований. Им надо дать возможность прочувствовать горе поражения, свое состояние безнадежности. Хочется плакать – плачь. Важно дать позитивную установку на совершение ошибки. Тренер, который порой становится для ребенка не просто наставником, но и другом, умеющим заинтересовать спортсмена, должен понимать, что каждому игроку свойственно ошибаться.

В конце концов, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Если правильно относиться к страхам начинающих спортсменов, понимать причины их возникновения, то они чаще всего исчезают бесследно. В 2010-м я была на стажировке в Австрии в университете Зигмунда Фрейда (или, как его любя там называют, Фройда), где познакомилась с арт-терапией – одним из центральных психотерапевтических направлений работы с детьми. Данное направление также помогает в коррекции и снятии страха, тревожности и агрессивности юных спортсменов. Сначала у меня были сомнения, сработает ли она с хоккеистами. Но я так сильно заразилась идеей, что решила попробовать.

Мы взяли тетрадный лист и разделили его пополам. На одной стороне нужно было описать свои плюсы, на другой – минусы. Что я сделал правильно, а что – нет? Оказалось, что детям очень нравилось анализировать своё поведение. Они погружались в работу. С помощью арт-терапии дети учатся мириться со своими эмоциями. Я совершил ошибку. Я принял её. Не просто так, а чтобы измениться и исправить её.

КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

В последнее время наметилась тенденция – детей в хоккей приводят мамы. По статистике, на 1000 браков приходится 817 разводов. К сожалению, институт семьи разрушается и детям не достаёт мужского «я». Поэтому сейчас мамы хотят восполнить недостаток отцовского воспитания в спортивной секции. Они думают, что в хоккей играют настоящие мужчины, а тренер сможет дать то, чего не хватает в семье.

Два года назад на семинаре в российской федерации баскетбола ко мне подошёл именитый тренер (не буду называть его фамилию) и задал вопрос: «Скажите, как быть с детьми, у которых преобладает женское начало?» В тот момент я только приступила к работе над пособием, и благодаря этому вопросу включила туда раздел по работе с родителями. Называется «Как работать с детьми из неполных семей».

И как? Это очень сложный вопрос, но если быть максимально краткой, можно выделить два фактора.

Во-первых, тренеру нужно быть авторитетом для ребёнка. Он должен придерживаться не авторитарного, не демократического, а именно авторитетного стиля руководства. Ведь в таком возрасте дети воспринимают любое слово, сказанное тренером. Поэтому он не должен выделять в команде любимчиков и отверженных. Дети должно быть одинаковыми, какое бы у них не было положение в семье.

Во-вторых, маме нужно всё-таки оставаться женщиной, даже если семья пережила развод. Не надо показывать, что ты выполняешь роль и отца, и мамы. Мы не можем идти против природы. Временами маме нужно показывать свою слабость сыну, чтобы ребёнок мог, например, подать пальто, взять тяжелую сумку, пропустить тебя первой. Чтобы джентльменские качества будущего мужчины сохранились в семье.

ПОЧЕМУ В СЕКЦИИ ВАЖНО ОБЩАТЬСЯ НА РАВНЫХ

Иногда тренеры делятся проблемой, что дети не понимают слова «нет» и «нельзя». В хоккее это усложняется тем, что это спорт в основном богатых родителей. Дети воспитываются в духе вседозволенности и, попадая в ДЮСШ, подхватывают вирус звездности.

Аналогичная проблема была у моих студенток, которые проходили практику в центре гимнастики. Мы обсуждали её решение на семинаре. Представим такую ситуацию. Тебе всю дорогу говорят: «Кызым, ты самая красивая!» Получив такой эталон воспитания, ты сталкиваешься с серьёзным внутриличностным конфликтом в секции художественной гимнастики: «Я же самая красивая! Я же самая успешная! А откуда здесь другие самые красивые и самые успешные?».

Это модель превосходства, модель тщеславия. Я плюс, а все остальные – минус. Гораздо лучше, когда действует система «Я плюс, и ты плюс». Тренер должен создать такие условия в группе, чтобы все общались на равных. Когда тренер хвалит отдельных учеников в группах, где занимаются ребята дошкольного возраста, остальные поднимают руку и спрашивают «А я молодец?». Поэтому тренеру важно хвалить всех. Более того, нужно проговаривать имена детей и объяснять, за что именно ты хвалишь.

С наказаниями та же ситуация. У гиперактивных детей бывает проблема. Они понимают, что их наказали, но не понимают, за что именно. Поэтому им нужно проговаривать, что конкретно в их поведении не понравилось вам. Ребёнок должен осознать свою вину, чтобы не допустить такую же ошибку в дальнейшем. Но нельзя переходить границы, только критиковать и показывать ребёнку, что он ничего не представляет без достижений.

Следует избегать и обратного. Иногда ребёнка позиционируют самым талантливым, самым умным, самым сильным. Родители замечают и признают ребёнка только тогда, когда он подходит их идеальной модели, тем самым давая ребенку понять: что, будучи только «самым-самым» он сможет заслужить их любовь. Это тоже приводит к нарушениям в психологическом развитии.

КАК ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ ВЛИЯЕТ НА ТРЕНИРОВКИ

Участились факты детской жестокости и агрессивности не только в школе, но и в спорте. Агрессивные тенденции формируются у юного спортсмена задолго до того, как он приходит в спорт. Но при неблагоприятных условиях они могут усилиться. В основном это зависит от детско-родительских отношений. В семьях, где возникают конфликты, а то и разводы, где родители менее удовлетворены работой, своим материальным положением, кредитами, жилищными условиями, тревожность детей только возрастает.

Для изучения агрессивности мы использовали методику получения обратной связи – «Ёжик». Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно «примеряет» ситуацию на себя. Говорим детям: «По дороге мне попался ёжик. Он попросил вам передать письмо. Там пять вопросов. Сможете ответить?»

Почему ёжик? Это милое животное, но если взять его на руки и погладить, то можно уколоться. Я раздаю всем листы А4, делю их на пять частей. Дети не умеют в этом возрасте писать, поэтому я прошу их рисовать. Один из вопросов, к примеру, «Когда ты приходишь в спортивную секцию, тебя раздражают остальные дети?» Если нет, то надо нарисовать солнышко. Если да, то тучку. Некоторые даже прорисовывали у тучки капли дождя или молнии.

Подведя итоги, я обратилась к тренерскому штабу. В 98% случаев результаты теста подтверждались: дети действительно вели себя в секциях агрессивно. Дрались и оскорбляли других.

ВАЖНО РАЗВИТЬ ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ

Известный отечественный психолог Александр Асмолов говорил, что современные дети много знают и умеют, но ничего не хотят. Как это проявляется в хоккее? Поначалу ребят интересует внешние атрибуты спорта. Экипировка, грамоты, призы и прочее. Без всего этого они не смогут найти мотивацию заниматься.

В моей практике был такой пример. Ребёнок из самодостаточной семьи захотел заниматься хоккеем. Папа на радостях обмундировал его и повёл в секцию. Проходит одна тренировка, вторая, третья. На этом всё. Ребёнок говорит: «Пап, я больше не буду играть». На раннем этапе спортивной карьеры важно научить ребёнка трудиться, действовать в интересах своей команды, до конца отдавать свои силы победе, выкладываться и не жалеть себя. Дети должны найти ответы на вопросы: «Хочу ли я?», «А надо ли это мне?», «Что для меня вообще хоккей?» И в этом им должен помочь тренер.

Чтобы объяснить ребятам, что всё зависит только от них и их желания, я использую притчу «Мудрец и бабочка». Один человек решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он хотел взять бабочку в руки и спросить, живая она или нет. Если бы тот сказал «мертвая» – он бы просто разжал ладони и выпустил живую бабочку. Если бы сказал «живая» – он сильнее сжал бы и убил бабочку.

Но мудрец предугадал обе ситуации и сказал «Всё в твоих руках». Услышав эту историю, дети понимают, что мы сами в ответе за свои поступки.

https://sport.business-gazeta.ru/articl ... =read_also


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

13 окт 2019, 18:08

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
Звёздная болезнь – проблема детского хоккея. Откуда она берётся и что с ней делать
Советы спортивного психолога.

Заносчивый и сомневающийся. Жаждет похвалы и не принимает критику в любом виде. Стремится к победе, но не может принять поражение. Весь этот набор, казалось бы, противоположных характеристик указывает на одно – звёздную болезнь.

Спортивный психолог с 10-летним стажем Зухра Усманова назвала причины, по которым эта болезнь формируется, и дала совет тренерам ДЮСШ, как лучше себя вести со звёздными детьми. Усманова преподаёт в Поволжской академии спорта и сотрудничает с международным хоккейным лагерем, который проходит в Набережных Челнах и Сочи.

Больше всего в появлении звёздной болезни у хоккеиста виноваты те, кто затем больше всего от неё страдает, – родители, написала Усманова в пособии «Психологическое сопровождение юных хоккеистов на начальном этапе спортивной карьеры», фрагмент которого мы публикуем с разрешения автора.

БОЛЕЗНЬ ЛИ ЭТО?

Чтобы понять причину звездной болезни и посоветовать «лечение», стоит сначала определиться с терминами и выяснить, болезнь ли это на самом деле.
В психологии как таковой понятия «звездная болезнь» нет. Он рассматривается как деформация личности с явно завышенным отношением к себе и искажённым отношением к действительности под влиянием успехов в какой-либо деятельности, граничащего с манией величия и социальной дезадаптацией и ведущая к её деградации.

Можно выделить ряд признаков и причин, которые проявляются у некоторых детей под влиянием успеха в спортивной деятельности:

– высокомерие в общении со сверстниками, отсутствие смирения, заносчивость;
– нетерпимость к критике;
– неправильное воспитание;
– необъективная точка зрения родителей;
– конкуренция;
– снисходительность в отношении тренеров и игроков, пренебрежительное отношение к ним и соперникам.

Как же возникает звездная болезнь у маленьких хоккеистов? Каждый успех поощряется похвалой и наградами. Ребенок становится заложником собственного успеха: он привыкает, что лишь успех позволит ему получить похвалу у родителей, в то время как его неудача их искренне расстроит. В этот момент у юного спортсмена происходит переоценка ценностей, и на первое место выходит не только собственное «Я», но и образ родителя, который по мнению хоккеиста, необходимо поддерживать счастливым. Иногда роль таких родителей берут на себя тренер в спортивной школе, школьный педагог, родственники или любые другие взрослые. Такому ребенку важна похвала и восхищение в целом, и вклад во взращивание образа самого талантливого хоккеиста может внести кто угодно.

Детская болезнь хоккейных звездочек разделена с одной стороны, как постоянно борющиеся между собой самовлюбленность и с другой, как сомнение (ребенок как бы разрывается между собственным «Я» и образом родителей и не знает, кому его личность принадлежит). Этот период тяжело переживается окружением «заболевшего» спортсмена, вынужденным наблюдать такое неприятное поведение. Но, как ни парадоксально, сам спортсмен переживает этот момент не менее драматично. Звёздность и чувство собственного несовершенства и ничтожности – это две стороны одной медали. А чтобы понять, как эти, на первый взгляд, полярные переживания уживаются в одном человеке, стоит вернуться к тому времени, когда ребенок о спорте ещё даже и не помышлял.

ЗАСЛУЖИТЬ ВНИМАНИЕ

Подобное нарушение берет начало в раннем детстве, когда ребенка хвалят только за успехи или не хвалят вовсе, а за неудачи наказывают или игнорируют, тем самым, показывая ему, что без достижений он ничего из себя не представляет. Или, в другом случае, ребенка позиционируют самым талантливым, самым умным, самым сильным.

При этом родители замечают и признают ребенка только тогда, когда он подходит их идеальной модели, тем самым давая ребенку понять, что будучи только «самым-самым» он сможет заслужить их любовь. В таких семьях родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими детьми и часто не в пользу собственного чада. Недовольство родителей, которые почему-то не могут искренне интересоваться ребенком или хотя бы просто радоваться тому, что он есть, формирует у ребенка ощущение, что он все еще недостаточно хорош, а значит, его достижения и успехи ничего не значат. Такой ребенок рано понимает: чтобы заслужить внимание и признание своих родителей, ему надо постоянно добиваться успехов в спорте, как бы покупая их любовь.

Вырастая, такой ребенок становится весьма зависимым от оценки окружающих. При этом он всегда критикует себя, но с той же легкостью критикует и других. Поэтому он всегда недоволен и собой и окружающим миром. Он не научился искать себя, понимать и принимать собственные особенности. Родители приучили его к бесконечному и бессмысленному сравнению себя с кем-то, а поскольку критерии высоки, то и сравнение, как правило, не в его пользу. Это неизбежно зарождает в ребенке внутриличностный и скрытый конфликт: с одной стороны, ему хочется ощущать себя уникальным и неповторимым, с другой – он быстро привыкает к ощущению, что он всего лишь «один из», и чаще всего, не самый лучший.

Таким образом, «звездная болезнь» – это не что иное, как защитная реакция человека, когда он сам научился оценивать себя исключительно через призму тех или иных достижений. Это желание получить социальное одобрение, признание, занять какое-то особое место в кругу других. Это некоторая попытка сгладить переживание собственного несовершенства, поскольку быть лучше – единственный известный ему механизм получения любви со стороны взрослых, даже тогда, когда он с презрением относится к другим – «пусть теперь он, другой, переживает свое несовершенство, а не я, сам».

Отталкивая пренебрежением других людей «заболевший» делает все, чтобы его не разоблачили, чтобы под красивой маской успешности не заметили глубоко страдающего человека, переживающего свою низкую значимость для самого себя. Внутри себя он, скорее всего, не считает свои достижения особо значимыми, но очень хочет, чтобы таковыми их считали другие. Хотя в период признания его достижений такой человек действительно ощущает себя великим и могучим. Однако этот момент очень краток – всего лишь несколько минут или часов, и все возвращается на круги своя.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Познакомившись с возникновением звездной болезни хоккейных звездочек нельзя не упомянуть о способах ее «лечения», а точнее профилактики. Вот некоторые рекомендации тренеру и родителям юных хоккеистов:

1. Не бойтесь хвалить собственного ребенка. Это большое заблуждение, что похвала приводит к звездной болезни. Похвала – это такой мотиватор и те питательные вещества, без которых не может развиваться адекватная самооценка начинающего хоккеиста. Однако похвала должна быть простой и уместной. Не стоит возносить ребенка до небес, если успех его не заслужен и говорить ему без преувеличения: «Ты самый, самый лучший и сильный хоккеист!»

Лучше похвалить за те достижения, к которым ребенок приложил усилие и совершил правильные действия: «Отличный гол», «Хорошая подача». Но самое важное – это хвалить не за те или иные спортивные достижения, а просто радоваться тому, что он есть, что он такой какой есть, со всеми своими достоинствами и недостатками.

Так, для родителей, чьи дети только начинают спортивную карьеру, эта рекомендация может поначалу показаться странной, но ребенку важно осознавать, что он важен и ценен для родителей такой какой он есть, вне зависимости от его успешности в спорте или учебе.

2. Не путайте похвалу и поощрение. Похвала – это слова «Молодец», «Умница». Поощрение – это купить новую игрушку, сводить в цирк, зоопарк, на батуты и т.д.

3. Нельзя наказывать ребенка за неудачи и провалы – это опыт, пусть и негативный. Лучше помогите ему проанализировать случившееся и сделать выводы, которые в дальнейшем смогут уберечь его от повторения таких ошибок.

4. Хоккей не должен становиться единственным увлечением ребенка. Помимо тренировок и соревнований, существуют такие вещи как, например, домашние дела и уроки. Часто родители маленьких хоккеистов выполняют за ребенка все домашние задания и освобождают даже от элементарной уборки своей комнаты, а это в корне неправильно.

Таким образом, родительское участие в хоккейной судьбе ребенка – не гарантия его будущей успешности как игрока, но необходимое условие достижения им спортивных высот. Главное – развивать в нём любовь к игре, трудолюбие и поддерживать на протяжении всего пути.

Если детский тренер замечает, что его подопечный заболел звездной болезнью, то можно порекомендовать следующее:

1. Приглашать сильные команды на товарищеский матч, чтобы этот юный хоккеист смог увидеть других талантливых детей. Это замотивирует его работать усерднее.

2. Назначить этого юного хоккеиста капитаном команды, что позволит тренеру контролировать его, поручать ему важные задания, которые приучат к ответственности.

3. Приглашать на тренировки детей старше своего возраста и поставить их против юного хоккеиста со звездной болезнью, при игре против более сильного соперника он поймет, что ему еще многому стоит научиться.

https://sport.business-gazeta.ru/article/240005


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

14 окт 2019, 11:48

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мая 2018, 17:08
Сообщения: 131
эксперт Wrote:
Как скауты оценивают футболистов.

https://www.youtube.com/watch?v=nWc9Iwx1w1E


Посмотрел пока лишь буквально пару минут, но уже возник вопрос. Мы, говорит, берём центральных защитников, которые должны вырасти по предположениям, до 1.85 м минимум. То есть готовы отказаться от хорошего защитника, если думают, что он не дотянет до 1.85. Но вот беда, не вижу в Зените найденного селекцией хорошего центрального защитника. Зато вижу, что купили Ракицкого с ростом 1.80. Так может надо просто хороших защитников искать, а не с линейкой по России кататься? )))


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

16 окт 2019, 15:05

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 22 сен 2018, 23:54
Сообщения: 165
Если так критикуется нынешний отечественный подход к воспитанию футболистов, то в каких школах применяются иные методики и каких результатов (в смысле выпуска футболистов высокого уровня) они добиваются?


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

17 окт 2019, 12:17

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
GrigoriySH Wrote:
Если так критикуется нынешний отечественный подход к воспитанию футболистов, то в каких школах применяются иные методики и каких результатов (в смысле выпуска футболистов высокого уровня) они добиваются?
Может быть в хорватских, типа Динамо(Загреб). Там вроде футболистов высокого уровня не мало.


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 

17 окт 2019, 12:18

 Re: Мнения специалистов о детском футболе.
Не в сети

Зарегистрирован: 18 июл 2019, 14:18
Сообщения: 7280
«На гол старше». ФК «Ростов»: Данил Глебов, Александр Долгов, Александр Саплинов.

https://www.youtube.com/watch?v=zRea5ipw9UU


Başa Dön Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 743 ]  На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 ... 75  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 68


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB


Top.Mail.Ru