25 февраля состоятся выборы президента ФНЛ. Одним из кандидатов должен был стать экс-президент «Локомотива» Илья Геркус. Он сообщал, что получил предварительную поддержку двух третей клубов лиги. Была составлена программа развития ФНЛ на 2021–2025 годы. Вот ее краткая версия — и в отличие от большинства подобных стратегий, она написана емко, информативно и нешаблонно.
http://fnl1gerkus.tilda.ws/ В середине января Геркус передумал регистрировать свою кандидатуру на выборах: «Ситуация резко поменялась. Насколько я понимаю, в РФС возобладал курс на немедленные изменения в профессиональном футболе. В частности, на изменения формата, количества участников, структуры соревнований. На объединение ФНЛ с ПФЛ и, возможно, с другими лигами. В связи с этим поменялся и настрой в уважаемых мной клубах», — написал менеджер в своем телеграм-канале.
Несмотря на отказ Геркуса от участия в выборах, лично я уверен, что программа, представленная выше, может быть полезна ФНЛ даже при другом руководстве. Поэтому и захотел поговорить — и о лучшей лиге мира, и нашем футболе вообще.
— В краткой версии вашей программы значится: увеличение коммерческих доходов ФНЛ к 2022-му на сто процентов — то есть до суммы 160-200 млн рублей. Откуда уверенность, что это можно было сделать всего за год?
— Опыт подсказывает, многократно проделывал эту работу в других местах — в «Зените», «Локомотиве». Отсюда и уверенность. Сейчас в «Зените» коммерческие доходы, если округлить, около 1 млрд рублей в год. Плюс-минус. А стартовали мы, когда начали заниматься этим, со 100 млн в год. «Локомотив» зарабатывал 0 рублей, а когда мы уходили — клуб зарабатывал уже около 150 млн рублей в год.
Это вопрос приложения усилий и настойчивости стремления к достижению цели. Звучит немного абстрактно, есть разные критики, которые говорят: «Ну, это очень неконкретно все». Но конкретно в пользу достижимости таких целей свидетельствуют дела, пройденный путь, приобретенный опыт и заключенные контракты.
Есть пример с «Лигой ТВ» (дочерняя компания «НТВ Плюс» и РПЛ. — «Матч ТВ»), куда помимо прочего был привлечен один из самых крупных нетитульных спонсоров в истории — МТС. За три года соглашения было заработано 25 млн евро, вот этот рыночный контракт был заключен мной при помощи коллег. Это реально тяжелая работа, но контракт был подписан, РПЛ получила эти деньги.
— Еще одна важная идея: привлечение интереса к ФНЛ за счет регионального патриотизма — любви к городу, воспитанникам. Как мотивировать клубы развиваться в этом направлении? Сейчас на всю лигу только две команды соответствуют этим критериям.
— Думаю, у многих клубов есть воспитанники, но много ли их — это другой вопрос. Тут сложно как-то однозначно ответить. Заставить клубы играть только воспитанниками, конечно, невозможно. Да и не нужно этого делать, но коль эти воспитанники и вообще ребята из города есть, то нужно строить коммуникацию с болельщиками с акцентом на них.
Потому что речь о бывших учащихся местных спортивных школ, из семей знакомых, друзей, коллег, соседей, с которыми вы живете в одном городе. Эти ребята выпустились и теперь играют за честь города. Нужно поймать вот это настроение, эту эмоцию — и вокруг нее строить коммуникацию. Мол, приходите посмотреть на наших ребят.
Понятно, что будут и приезжие футболисты, но люди с особой теплотой всегда относятся к тем, кто вырос рядом. «Слышали, там сын наших соседей, замечательный мальчик играет. Он же все детство провел в нашем доме, учился в нашей школе». У людей возникают ассоциации, создается особое отношение, симпатия. Поймать такую интонацию — одна из задач при построении регионального бренда. Чтобы возникал простой вопрос: «Как там наши? Как там вообще наши сегодня?» Это хорошая такая поддержка местных клубов, выпускников местного спортивного комьюнити, спортшкол.
Не то чтобы я делаю какое-то открытие, нет. Безусловно, работа над этим ведется, но сформулированных, четких и ярких образов пока немного. Этим надо дальше заниматься, и тут нет предела совершенству. Можно делать лучше и лучше, достигать прямо совсем глубоких отношений между командой и горожанами, совсем семейных и тесных. Примеров таких в футболе много. И, кстати, небольшие клубы обычно как раз очень близки к местному комьюнити.
— Например, «Чертаново», у которого, несмотря на молодость проекта, есть уж своя идентичность.
— Абсолютно согласен, но у них сейчас есть сложность: «Чертаново» стало играть в соседнем районе — в «Лужниках». Аудитория теперь собирается меньше, чем собиралась непосредственно в Чертаново. Казалось бы, переехали недалеко, но уже другая атмосфера, меньше людей.
Если бы у клуба была возможность играть в Чертаново, был бы свой стадиончик на пять тысяч зрителей, они бы его целиком забивали. Было бы уютненько, душевно и хорошо. Пока они играют в «Лужниках», но, думаю, найдут способ выйти из этой ситуации.
Вот, кстати, пример: у команды очень лояльное и благодарное отношение болельщиков, понятный бренд с понятной миссией и коммуникацией, но чуть уйдя в сторону, проект начинает испытывать сложности. В таком духе можно посмотреть на всех, чуть подкорректировать, найти способ сократить дистанцию с людьми, если она есть, стать ближе, понятнее. Чтобы любой горожанин, даже если он не болеет футболом, мог одной фразой описать свою команду. Этот месседж нужно ему внедрить в голову.
За образец можно взять США, ту спортивную культуру, которая там за несколько поколений возникла. Если один американец называют другому какое-то географическое место, то почти всегда первая ассоциация — это команда из этого места. Неважно, какого вида спорта, но такая всегда есть.
Если человек говорит, что он, например, из Бостона, то это «Брюинз», «Селтикс», «Пэтриотс». Из Нью-Йорка — «Рейнджерс», «Джайентс». И так далее. Человек там сразу вспоминает не только команду, но и ее слоган. Есть четкая ассоциация. «О, ты из Бостона? Let’s Go Celtics!» Или «Go Pats!». А у нас, если ты говоришь, что ты из Брянска, то мало кто скажет: «Вперед, Брянск!» И вот эту культуру надо создавать. Если получится, то у вас будут и зрители, и спонсоры, и просмотры, и в конечном счете — будут деньги.
https://matchtv.ru/football/rossija/fnl ... om_futbole