Есть такая наука «Конфликтология». В современном мире, мое личное мнение, ей необходимо заниматься всем нам! Тем более при работе с детьми. Наверное, это один из немногих интернет- ресурсов где люди могут свободно общаться. Поэтому оставлю свой комментарий. Основные темы это отборы в Академиях, обсуждение Альпова, «футбольное болото» - как что-то изменить, статьи экспертов, нерадивые тренеры и обиженные родители. С точки зрения Конфликтологии прослеживается следующее: 1)Отношение руководства клуба с тренерским персоналом, тренеров между собой. 2)Отношения тренера и родителей, тренера и детей. Разберем по порядку. Сложные отношения имеют место быть в любом коллективе. Проблема в том, что все себя считают великими специалистами. Правильно, что в одном из разделов затронута тема «личных достижений», ведь они есть в любой профессии. Футболист, неоднократный чемпион СССР, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер А.Ф. Бышовец в одном из интервью сказал: - «Нужно знать современные требования и иметь моральное право все эти требования доносить до тех кому они полагаются». «Моральное Право»! Поэтому очень смешно читать нападки на Альпова. Создать клуб с нуля, в наше время, за 5лет, дойти до КЛ, начать выпускать контрактников – результаты говорят сами за себя! Любой тренер не должен останавливаться в развитии, изучении нового. Очень хорошо если есть футбольные достижения за игровую карьеру, за тренерскую работу – значит, есть на что равняться детям! Но Альпову повезло хотя бы с тем, что он может принимать кадровые решения. Во многих клубах с этим сложнее, особенно в государственных. Когда-то тренер был хорошим или просто не было альтернативы (низкая зарплата, клуб слабенький любому тренеру рад), но пришло время и клуб поднялся, появились более именитые претенденты. Как уволить старого? Ведь мы с ним столько прошли, праздники, вместе водку пили, он наш выпускник, близкий знакомый. Что делать? К сожалению, выход только один – договариваться и увольнять! Иначе конфликты не прекратятся, конфликт будет распространяться на коллектив и команда не сможет развиваться! Отсюда пойдет другой конфликт – между тренерским составом. Хотя, он может начаться и из-за банальной «несправедливости»: одного взяли по блату; менее именитый и опытный, а при этом главный/старший; кто-то безразличный пенсионер, а место освобождать не хочет и другие причины. В итоге у слабого руководителя жизнь в клубе как в баснях Крылова. Самое интересное, что в итоге пострадает сам руководитель и ему самому придется увольняться. Тренерский состав необходимо подбирать как игроков друг к другу! В любой клуб (особенно КЛ и 1 лиги) стоит очередь из директоров, главных тренеров, желающих привести свой тренерский штаб, спонсоров, использовать свои связи и опыт, но коррумпированность, консерватизм управления, безразличие не дают развиваться. Возможно, стоит продать с аукциона хотя бы часть государственных клубов или радикально пересмотреть требования к персоналу, к отборам, к контролю кого тренируют и как. Поэтому некоторым специалистам проще создать свой клуб или коммерческую секцию. При этом «консервативная машина» еще не допустит до участия в турнирах и первенствах. И поэтому, как правильно здесь замечено, «одни и те же команды каждый год борются за одни и те же места в таблице». Далее, разберем пункт 2. На сайте уже много сказано про «случайных» тренеров, про пьющих, про крик на детей, когда тренер проецирует свои не сложившиеся отношения с родителями на детей, когда тренер взяточник или принимает по блату. Тут даже обсуждать не чего, нужно просто увольнять. Прошли опять очередные отборы в Академии. Опять недовольные родители, обиженные дети, злобные высказывания. Давайте разберем эту ситуацию. Если мы знаем, что для любого родителя его чадо самое лучшее (это основная вводная, это не изменить), то тогда тренерскому составу необходимо изменить работу с родителями, а не продолжать их бездоказательно настраивать против себя! Я лично не понимаю - чего боятся клубы? Доказать родителям проще простого! Я сам неоднократно бывал на отборах. Видно, что в каждой группе более сильных детей максимум 10 человек из 50-100. Те, кто возмущается 2-3 человека. Остальным было достаточно посмотреть на свое чадо на отборе на фоне других игроков. Нет никакой проблемы пригласить мальчика и на примере других ребят показать его способности в честном соревновательном процессе. Никто из родителей не будет обижен, если действительно покажут более развитых физически, более выносливых, смышленых, более быстрых ребят. Родители не будут обижены, если даже покажут игрока такого же по силам и ответят, что такой у нас уже есть, нужен, но на порядок сильнее. В противном случае – зачем нужен отбор? Пусть селекционеры работают. Все эти же спортивные качества не проблема продемонстрировать и внутри любой команды, где тоже есть конфликт между 1 и 2 составами, кто больше играет, кто меньше. Равные игроки, особенно в детском возрасте, должны обязательно проводить равное количество времени на поле. Иначе конфликт между родителями или тренером и родителями неизбежен. Тренер теряет уважение. И именно тренер в этом случае является «спичкой» в конфликте. Тренеры и тем боле штатные психологи (которые есть в большинстве Академий) это должны знать! И если они специально выпячивают вперед более слабых игроков - появляется конфликт, значит, есть несправедливость, есть блат, есть коррупция! С родителями нужно тоже работать, они тоже часть коллектива! Одна из причин набора иногородних детей в интернаты – это уменьшение конфликтной составляющей. Ребенок далеко от дома, его кормят, одевают, обучают, а если еще и из глубинки в Москву – он полностью зависим и под контролем! При любой несправедливости родители не захотят возмущаться. Абсолютно понятно, что в 13млн. Москве можно найти лучших игроков, но они не будут зависимы, могут быть конфликты с родителями, детьми, у родителей могут оказаться «рычаги давления», связи. В любом случае с иногородними нельзя заигрывать, выпячивать вперед, иначе это и есть предпосылки к конфликту внутри команды, когда иногородние объединяются против москвичей. Тут же рядом еще более сложный и опасный вид конфликта – национальный. Тренеры сами его создают, когда выпячиваем вперед национальное меньшинство. Попытки доминирования меньшинства (а если еще по блату или за деньги) в чужом национальном этносе и приводят к «нацболам в берцах», национализму, Конфликту. Психология и ее раздел Конфликтология, по моему мнению, является просто обязательным предметом для изучения. Еще хочется прокомментировать ряд полезных статей про судьбы наших знаменитых игроков. Естественно, это хороший пример для подражания, для воспитания и т.д. Но здесь и правильно затронута тема о «массовости», про профессиональные и любительские секции. Мы должны понимать, что маленький, слабенький, из глубинки и стал звездой – это исключение, а не правило. А на фоне периода в 30-40 лет и выпущенных 100тыс. футболистов, даже 2-3 десятка таких исключений окажутся математической погрешностью. Даже ученый с мировым именем С. Хокинг – это тоже большое исключение из правил. К сожалению, в нашем футболе очень мал процент воспитания настоящих игроков для профессиональных команд. И когда говорят, что 3-4 лига детского футбола не профессиональные команды, то почему же они тогда участвуют в Первенстве, жесткий график тренировок, сборы, некоторые команды относятся к спорт-школам? И естественно, тренеры всегда будут говорить родителям, что и у нас можно стать профессиональным футболистом. В моем детстве были и дворовые команды, и кружки при доме пионеров, и физруки организовывали в школе секции, которые ни на что не претендовали и можно было ходить когда захочешь. Именно этого и не стало в наше время, все считают себя профессиональными клубами и платные в том числе. И даже здесь на портале мы можем увидеть образование конфликтов. Любые попытки высказать свое мнение, попытки хоть что то изменить в футболе для наших же детей, просто «крик души», а иногда и с негативными фактами чаще натыкается не на конструктивный диалог, в котором сделана попытка проанализировать и попытаться изменить что-то, а на вывод «почему нельзя»…. Предотвратить конфликт – значит обладать опытом, знаниями и мудростью, нивелировать конфликт – это искусство, а продолжать конфликт – это непрофессионализм…
|