Дмитрий Игдисамов — чемпион России с армейской молодежкой.
Интервью тренера ЦСКА.
— Каким к вам попал Кисляк?
— Мне позвонил скаут, легенда ЦСКА Денис Машкарин: «Нужно посмотреть парня». На просмотре Машкарин добавил: «Кисляка не взяли «Спартак», «Динамо» и «Локомотив». Не проходил по антропометрии». Под конец занятия я сказал: надо зачислять.
— Что убедило?
— Игровой интеллект: Матвей предельно быстро оценивал ситуацию и выдавал решение. Мама говорила мне: «Смотришь в книгу, видишь фигу» — так вот, Кисляк сразу видит все, что в книге есть. Натренировать такое очень сложно. Когда Матвей рассказывал о том, что я ему чему-то научил, я ему написал: «Как я мог тебя этому научить, если сам так не умею?»
— Чему все же научили?
— Деталям: правильно считывать контекст, занимать позицию. Кислый должен был всегда крутить головой и всегда быть на свободном пространстве.
— Мне Кисляк говорил, что в школе ЦСКА «месяц выходил на поле и вертел головой». Помните этот месяц?
— Нет: трудно запомнить, кому какое индивидуальное задание в упражнении дал. Курбан Бекиевич Бердыев меня учил: «Тренер должен посеять в игроках зерно осознанности». Сейчас говорю игрокам: «Для команды у нас есть теория. Пяти-шести человек мы вырезаем моменты для индивидуальных разборов. Если вы не в их числе, но хотите стать лучше — выписывайте таймкоды и приходите. Вам это нужно». Мало кто это делает — большинству не охота утруждаться.
— По словам Кисляка, одна из множество тонкостей, в которые вы его посвятили — прием мяча с уходом.
— Обратили на это внимание, уже когда Матвей стал на автомате располагаться, где нужно. Я говорил Матвею о важности первого касания. Фундаментальный навык в современном футболе.
— Как работали над физикой?
— Матвей — ретардант, игрок позднего развития. Как и Голыбин, и Рядно. Миша не подошел к «Динамо» и прибыл к нам в 14 лет хилым и неуклюжим. Но прошел у нас просмотр и дорос до РПЛ.— Вы перевели Кисляка с десятки на шестерку-восьмерку. Там разве меньше борьбы?
— Десятку у нас играл Дима Калайда — парень таланта Кисляка, но не прошедший естественный отбор. Юноше важна крепкая вера в свои возможности. В то, что можно стать футболистом.
— Калайда не верил?
— Стать футболистом все хотят. Готовы — не очень многие. Диме не хватило стержня, который помог забраться так высоко. Соблазны сбивают молодых. Не каждый в состоянии им противостоять.
— Так вот почему Калайда сейчас в Перми.
— Вернемся к Матвею. Всеми качествами шестерки обладал Дэвид Мудрак. Я думал наигрывать его. Но активно влезал отец Мудрака — тренировал сына по телефону. Тот не выполнял моих установок: папа советовал иначе. В какой-то момент он решил, что Дэвиду будет лучше в «Краснодаре».
В общем, нам надо было находить игрока в позиции шесть-восемь. Нашли в лице Кисляка. Хотя в Матвее видели все навыки плеймейкера: видит всю игру, ведет ее. Кстати, уже тогда мы играли ромбом.
— К слову, поспорю с Матвеем еще в одной цитате — о том, что с нашей командой 2005 года «первых мест мы не занимали».
— Занимали?
— Выиграли и зимнее, и летнее первенства Москвы. Немало за четыре года. Ни разу не вышли на чемпионат России, но это стечение обстоятельств. Зато из команды пятеро сейчас в ЦСКА. Включая Рядно — он провел год в аренде в «Родине», но Николич летом на Мишу рассчитывал. Другие — в Первой лиге, «Золоте» Второй или за границей. Лука Згурский — в Казахстане.
— Кисляк вел к тому, что вы доверяли таким не прокачанным физически игрокам, как он. В ущерб трофеям.
— Да, и кроме того, мы не упрощали игру в угоду результату. Наоборот, ставили футболистов в предельно сложные ситуации. Попадая в ЦСКА, они говорили о тяжелых требованиях.
Мы всегда строили игру от контроля мяча — и начинался он с Абдулкадырова. На выпуске ребята могут попасть в команды, где играют длиной — но уметь будут все. Контроль сопряжен с риском потерь и пропущенными атаками, но нам это было неважно. Терпели ошибки, даже приводившие к голам.
Когда я переходил в ЦСКА, руководитель академии Олег Дмитриевич Корнаухов сказал: «Никто не будет вставлять тебе палок в колеса, давить, требуя результат. Спокойно работай, реализовывай идеи». За мои четыре года в академии мы перебрали все возможные модули, исходя из способностей футболистов.В ЦСКА нет требований соблюдать одну линию — Николича или чью-то еще. Мы должны растить футболистов со всей палитрой качеств, подходящих к любым требованиям. Эту модель я взял у «Атлетика» Бильбао: много учился у бывшего тренера его академии, одного из моих наставников в «Рубине» Эдуардо Докампо. Он говорил: «Реал» и «Барселона» могут купить любых игроков. Мы со своей философией должны выращивать своих. И разработали методику, которая поднимает даже средних футболистов на приличный уровень».
Не копирую философию Докампо слепо: учился и у Бердыева, и у Ивана Альбертовича Данильянца. Симбиоз их знаний и сформировал мои взгляды. Испанские принципы применяю до сих пор, но без лишних пасов. Мне ближе агрессивный стиль. Эду говорил: «Нет смысла в десяти передачах, если одной можешь вывести игрока один в один».
— Скорость — сильная сторона Глебова. Как совершенствовали слабые?
— Проблема Кирюхи — базовая техника. Ее не заложили в сенситивный период — до 12 лет, когда Глебов начинал в Челябинске.— Настроить Кириллу технику в ЦСКА было уже поздно?
— Это большая моя головная боль, незакрытый гештальт. Дриблинг, удары, передачи — над всем работали, но не все развивалось быстро.
Отмечу при этом: техника развивается в течение всей карьеры — через повторения. И надеюсь, выпускников следующих поколений прокачаем: я реструктурировал тренировки, в штабе появились новые специалисты.
— Как работали с Абдулкадыровым?
— Джама запрыгнул в последний вагон. Он обладает уникальными для российских защитников качествами — и надеялся на них в ущерб работе над собой.
— Что за работа?
— Над телом. Стал наконец заниматься с тренером по физподготовке — так, чтобы эта нагрузка не накладывалась на нашу.
— Какие качества Абдулкадырова уникальны?
— Левая нога, большая скорость при росте 195 см, продвижение мяча. Даже на уровне РПЛ Джамал заходит в центр поля на ведении, находит передачей партнера метрах в 20 от себя. Все это у Абдулкадырова уже было, я просто развил. С теми, у кого развивать нечего, просто не работаю.
Интересно при этом, что нашу команду 2005 года называли командой отчисленцев.
— Почему?
— Наших ребят отчисляли из других академий. Не только Кислого: талантливый хавбек Ренат Голыбин ушел из «Локомотива», Рядно с Чуриловым — из «Динамо», Глебова не взяли в «Краснодар» и «Спартак». А я во всех них видел то, что позволит заиграть в РПЛ.— В июне Абдулкадыров провел всего пятый взрослый матч в карьере. И сразу — за сборную, против Белоруссии. Удивились, что Карпин вызвал Джамалутдина?
— Конечно. Он в молодежку был вызван только недавно, а в юношеские — вообще ни разу. Но левоногий центральный защитник — очень дефицитная позиция, и Карпин доверился Джамалу: тем более, статус матча позволял. Онопко позитивно о нем отозвался, это порадовало. С белорусами Абдулкадыров пару раз ошибся, но двигал мяч вперед и передачей на Кисляка начал одну из голевых атак. После ухода Джамала на замену защита просела: Ибишев подрастерялся.
— Читал, что Николич якобы показательно ставил Бандикяна — чтобы показать, насколько ему не нужен Вильягра.
— Разные есть ярлыки. Но появления Артема в РПЛ точно не случайны. Он с набора армеец. Сын военного, и это ощущается. Капитан, тихий лидер — говорил немного, но к каждому его слову прислушивались.
Всю академию и первый год в молодежке Тема отыграл в защите. Но я понимал, что скорости для элитного уровня ему не хватит, и перевел в середину. Мозги, отбор, продвижение мяча — все это Бандикян умеет. Я спрашивал Николича: «Какова идеальная позиция для Артема?» По его мнению — шесть-восемь.
— Как часто общались с Марко?
— Проводник с первой команды — ее тренер по физподготовке Игорь Владимирович Аксенов. Плотно контактировал и с помощником Николича Радо Смиляничем. С самим Марко тоже регулярно пересекались на «Октябре» — сверяли впечатления от молодых.
Отношусь к Николичу с огромным уважением. Парадокс: заграничные тренеры доверяют молодежи больше наших.
— Почему?
— Устоявшиеся стереотипы: юный футболист хуже более опытного. Европейцам не важен твой возраст. Даешь качество — играешь. Ни одного постороннего молодого в главной команде ЦСКА нет. Марко же говорил: «Я не дарил им игровое время. Сами заработали». Убедил Джамал Николича на сборах — и Марко бросил его в топку: «Спартак», «Зенит», «Краснодар». Привез бы там, выглядел бы своей бледной тенью — все бы стало понятно сразу.
— С «Зенитом» не привез?
— Надо не обращать внимания на такие мелочи. А думать, как исправить ошибки. Качества Джамала позволят ему вырасти в топового защитника.
Вспомнил еще, что мне рассказывал Марко: «Пришел в «Локомотив» и спросил: «Кто есть из хорошей молодежи?» — «Никого!» Лично посмотрел «Казанку». Там — Худяков, Бабкин, Мухин, Рыбчинский. Принялся спрашивать по ним. Мне в ответ начали перечислять, чего каждому из них не хватает. А я: «Эй, подожди. Давай о том, что у них есть! Вы смотрите на минусы, а я — на качества, которые выделяют игрока. Фундаментально другой подход!» У меня такой же.— Главный контраст между школами ЦСКА и «Рубина»?
— В Казани инфраструктура заметно лучше. Сейчас у ЦСКА — поле, зал, все средства контроля нагрузки и восстановления. Все условия для работы. Но не люкс.
— У «Рубина» — люкс?
— Своя база в черте города, куда не пускают посторонних. Школа, интернат на сто человек. Такого нет вообще ни у одного клуба в Москве. Даже у юношеских команд «Динамо» — одно искусственное поле на всех. У «Рубина» — шесть.— Кто-то говорит: «Ой, хватит донимать Кисляка с интервью! Сглазите, зазвездится!» Мотя не зазвездится точно. Еще мой тренер говорил: «Немногие построят себе карьеру. Но каждый должен стать порядочным мужиком». Этому учу и своих игроков — не отмалчиваться, а брать на себя ответственность, решать.
— В ЦСКА такие есть?
— Скучаю по Кириллу Дударину: волгоградский уличный пацан, не давал спуску ни своим, ни чужим. Сборы, товарищеский матч с сербами. Они принялись играть очень грязно. Ананьеву вообще сломали ключицу. Дударин сказал: «Видели, как надо?» И стал косить сербов — те аж плакать начали. Кирюху это только раззадорило: «А что вы хотели? Как вы с нами, так и мы с вами». Сейчас Кирюха в аренде в «Роторе».
Врожденное, не тренируемое качество — скорость, но такое же базовое — характер. Нет его — потенциал можно делить на два. А то бывают пацаны: показывают топ-уровень на тренировках, а на поле — полные штаны. Про наш 2005 год говорят: нет никого яркого. Но я вижу некоторых из числа тех, кого считают звездами: у него нутро к карьере футболу не готово. Год-полтора — и сойдет.Мы сильно упускаем ментальное направление подготовки футболистов. Своих пацанов часто спрашивал: «Ради чего ты просыпаешься по утрам? Ради какой большой цели?» Многие ответить не могли. Тогда я отвечал на этот вопрос сам.
— И ради чего же вы просыпаетесь?
— Так и говорил ребятам: «Чтобы однажды в честь меня назвали улицу. Или написали про меня книгу. И должен каждый день делать что-то, чтобы приблизить эту мечту». Она у меня действительно есть. Хотел бы, чтоб и мои игроки прославили себя в футболе, а не просто были одними из миллионов. Формировать сознание футболистов нужно все их 11 лет в академии.
https://sport24.ru/football/article-760 ... ulkadyrova